Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЛУЖЕ́БНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 457

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Печатнов

СЛУЖЕ́БНИК, бо­го­слу­жеб­ная кни­га слав. пра­во­слав­ных тра­ди­ций, пред­на­зна­чен­ная для свя­щен­ни­ка и диа­ко­на.

Со­дер­жит не­из­ме­няе­мые час­ти служб ве­чер­ни, ут­ре­ни и 3 со­вер­шае­мых в пра­во­слав­ной Церк­ви ли­тур­гий: Ио­ан­на Зла­то­ус­та, Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Пре­ж­де­ос­вя­щен­ных Да­ров (см. Ли­тур­гия), при­чём пол­но­стью при­во­дят­ся лишь тек­сты, про­из­но­си­мые свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми. До­пол­нит. часть С. вклю­ча­ет чи­ны и мо­лит­вы ма­лых служб, со­вер­шае­мых вме­сте с ре­гу­ляр­ны­ми днев­ны­ми служ­ба­ми: чин бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва, чин над куть­ёй, чин ли­тии по усоп­шим, мо­лит­вы по при­ча­ще­нии. Для удоб­ст­ва свя­щен­но­слу­жи­те­лей в С. по­ме­ща­ют­ся крат­кие из­ме­няе­мые час­ти ве­чер­ни, ут­ре­ни и ли­тур­гии: от­пус­ты, про­ким­ны, ал­ли­луа­рии и при­ча­ст­ны. По­сколь­ку в от­пус­тах вспо­ми­на­ют­ся свя­тые, чест­вуе­мые в дан­ный день, в С. так­же пе­ча­та­ет­ся ме­ся­це­слов.

На­зва­ние «С.» про­ис­хо­дит от др.-рус. сло­ва «сло­ужь­ба», ко­то­рым до сер. 17 в. ча­ще все­го на­зы­ва­лась ли­тур­гия. Пер­во­ис­точ­ни­ком С. яв­ля­ет­ся греч. Ев­хо­ло­гий (см. Бо­го­слу­же­ние, Ли­тур­ги­ка), но уже в сред­ние ве­ка в тек­сты С. вно­си­лись из­ме­не­ния и до­пол­не­ния, от­ра­жав­шие ме­ст­ные слав. бо­го­слу­жеб­ные прак­ти­ки. Др.-рус. ру­ко­пис­ные С. раз­нят­ся по сво­ему со­ста­ву, но в сер. 17 в., с опу­ще­ни­ем ря­да служб Ев­хо­ло­гия, по­ме­щён­ных в Треб­ни­ке, пе­чат­ный С. поч­ти дос­тиг совр. со­ста­ва. В ре­зуль­тате ис­прав­ле­ния бо­го­слу­жеб­ных книг при пат­ри­ар­хе Ни­ко­не бы­ли из­ме­не­ны тек­сты С., а так­же его язык, при­ве­дён­ный в со­от­вет­ст­вие с мо­с­ков­ско-ки­ев­ской ре­дак­ци­ей цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка. С тех пор в С. де­ла­лись срав­ни­тель­но не­боль­шие ис­прав­ле­ния, за­клю­чав­шие­ся в осн. в ре­дак­ти­ро­ва­нии тек­ста мо­литв и ука­за­ний для свя­щен­но­слу­жи­те­лей и в не­ко­то­ром упо­ря­до­че­нии тек­стов служб.

Лит.: На­столь­ная кни­га свя­щен­но­слу­жи­те­ля. М., 1977. Т. 1; Пе­чат­нов В. В. Бо­же­ст­вен­ная ли­тур­гия в Рос­сии и Гре­ции. М., 2008.

Вернуться к началу