ЛИТУ́РГИКА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТУ́РГИКА (от λειτουργιϰὴ ἐπιστήμη – литургическая наука), наука о христианском богослужении. Её предметом является как общественное богослужение, так и личная молитва. В изучении богослужения различают 3 осн. подхода: исторический, рассматривающий богослужение в его историч. развитии; практический, изучающий совр. состояние богослужения; богословский, занимающийся богословским осмыслением отношения богослужения к вере и к жизни Церкви. В рос. духовных школах эти подходы часто рассматривают как особые разделы Л., соответственно: «историческая Л.», «практическая Л., или (богослужебный) Устав» и «литургическое богословие». Часто выделяют также филологич. подход в изучении богослужения, включающий лингвистич. анализ, герменевтику богослужебных текстов и палеографич. изучение богослужебных рукописей.
Систематич. изучение христианского богослужения, положившее начало совр. Л., началось в сер. 16 в. в Римско-католич. церкви в связи с нападками протестантов, отвергавших значение богослужебной традиции. Среди литургич. трудов 16 в. выделяются работы нем. католич. богослова Г. Кассандера (1513–66). В 17–18 вв. исследованиями по истории богослужения и изданием богослужебных текстов занимались католич. учёные Ж. Морен (1591–1659; Франция), Л. Муратори (1672–1750), Ф. Заккария (1714–95; оба – Италия) и др. Особое место занимает монументальный труд франц. историка доминиканца Ж. Гоара (1601–53) «Εὐχολόγιον, sive Rituale Graecorum...» («Евхологий, то есть Греческий ритуал…», 1647), представляющий собой первый опыт критич. издания православных богослужений греч. традиции с параллельным лат. переводом и комментариями, познакомивший западный мир с православной богослужебной традицией. В сер. 19 в. франц. аббат-бенедиктинец П. Геранже (1805–1875) основал первое периодич. издание по Л. В 1-й пол. 20 в. в трудах бельг. монаха-бенедиктинца Л. Бодуэна (1873–1960) и нем. учёного аббата-бенедиктинца И. Хервегена (1874–1946) начало развиваться литургич. богословие. Плодом этих начинаний стало создание исследовательских институтов по Л. и разл. пастырско-просветительских программ, среди которых большое значение приобрели литургич. конгрессы, ставящие своей задачей привлечение мирян к полноценному и осознанному участию в богослужении. Из академич. институтов, занимающихся проблемами Л., выделяется Вост. Папский ин-т (Рим), изучающий богослужение православной и вост. нехалкидонских церквей, в котором сотрудничали Х. Матеос, М. Арранц, Р. Ф. Тафт. В др. институтах изучается зап. богослужение (Х. Аркас, Дж. Крихтон, П. де Клерк).
Первые православные труды по Л. появились во 2-й четв. 17 в. в Западнорусской митрополии вследствие необходимости апологии православного богослужения перед нападками со стороны католиков. Авторы этих трудов – игумен Тарасий Земка (ум. 1632) и митр. Пётр Могила. В Моск. Руси первые литургич. трактаты написаны в кон. 17 в. в связи со спорами о времени преложения Св. Даров на литургии. Однако в Рус. церкви Л. развивалась медленно, и следующие работы появились лишь в 1790-х гг. В 1-й пол. 19 в. регулярно проводились историко-археологич. исследования по Л., но настоящий расцвет этой науки начался с сер. 19 в. в рамках общего подъёма богословской науки в России. Ценные исследования, вышедшие с сер. 19 в. до 1917, авторами которых были Н. Ф. Красносельцев, А. А. Дмитриевский, И. Д. Мансветов, М. Н. Скабалланович и др., охватывают почти всю богослужебную тематику. После 1917 рус. Л. развивалась в осн. в эмиграции. Труды архим. Киприана (Керна), протопресвитеров Н. Н. Афанасьева и А. Шмемана раскрывали связь богослужения с богословием, в частности с экклезиологией. В СССР над проблемами Л. работал Н. Д. Успенский. В др. поместных православных церквах Л. как наука возникла не ранее 2-й пол. 19 в. Крупнейшие греч. православные литургисты – П. Трембелас (1886–1977) и И. Фундулис (1927–2007), румынские – прот. П. Винтилеску (1887–1974) и Е. Браниште (1913–84), сербский – Л. Миркович (1885–1968).
В Англиканской церкви Л. начала развиваться во 2-й пол. 19 в., хотя отд. работы появлялись раньше. Наиболее полное на нач. 20 в. науч. издание текстов древних литургий («Liturgies eastern and western», 1896) подготовлено англ. учё- ным Ф. Брайтманом (1856–1932).
Лютеране в нач. 20 в. основали ряд организаций и неформальных групп, занимавшихся изучением и реформой богослужения. Были составлены новые богослужебные книги, ориентированные на древние формы богослужения. Аналогичные поиски предпринимали и представители некоторых др. протестантских сообществ. С 1937 в рамках движения «Вера и церковное устройство» и с 1948 в рамках Всемирного совета церквей создавались межхристианские богослужебные комиссии и рабочие группы, изучавшие расхождения в понимании гл. обрядов и таинств, а также общие основы христианского богослужения. В нач. 21 в. в протестантском мире исследования по Л. ведутся в большинстве осн. деноминаций, а также в межконфессиональных и экуменических институтах и организациях. Среди ведущих специалистов – англ. учёный Д. Трип (1940–2007) и амер. учёный Дж. Уэйнрайт (р. 1939). В протестантской среде был разработан ещё один подход в Л. – антропологический, рассматривающий богослужение как выражение стремления человека к трансцендентному началу.