ДМИТРИЕ́ВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДМИТРИЕ́ВСКИЙ Алексей Афанасьевич [11(23).3.1856, Астраханская губ. – 8.8.1929, Ленинград], основатель рус. (киевской) школы литургистов, чл.-корр. Петерб. АН (1903).
С 1878 обучался в Казанской духовной академии на церковно-практич. отделении, где его учителем в области литургики был Н. Ф. Красносельцев, учёное общение с которым определило дальнейшие науч. интересы Д. По окончании Казанской духовной академии (1882) был оставлен на кафедре литургики в должности приват-доцента. В том же году представил магистерское соч. «Богослужение в Русской Церкви в ХVI веке. Ч. I. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование с приложениями» (опубл. в 1884).
С 1883 доцент, с 1884 проф. кафедры церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии. В 1887–1888 совершил первое путешествие по Востоку (Афон, Синай, Иерусалим, Афины), итогом которого стало описание 410 греч. и 60 юж.-слав. рукописей. Это путешествие положило начало почти ежегодным поездкам Д. с целью пополнения и проверки литургич. материалов: 1889 – Иерусалим; 1894 – Москва; 1896 – Константинополь, Афины, Рим, Париж, Дрезден; 1897 – Трапезунд; 1898 – Синай, Патмос; 1903 – Афон; 1910 – Иерусалим. Результатом указанных науч. путешествий в числе другого явился многотомный литургич. труд «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», первый том которого в 1895 был представлен в качестве докторской диссертации. Доктор церковной истории (1896). В 1906 участвовал в работе «Высочайше учреждённого Особого Присутствия при Святейшем Синоде для разработки подлежащих рассмотрению на Поместном Соборе вопросов» (т. н. Предсоборного Присутствия), где занял консервативную позицию (в т. ч. в вопросе избрания епархиальных архиереев одними епископами).
В 1907, в связи с обострением борьбы науч. школ внутри Киевской духовной академии, Д. подал в отставку с должности заслуженного ординарного проф. За годы деятельности в Киевской духовной академии Д. создал свою литургич. школу; среди её представителей: прот. В. Д. Прилуцкий, Н. Н. Пальмов, А. З. Неселовский, прот. М. А. Лисицын, Е. П. Дьяковской, прот. К. С. Кекелидзе, еп. Аккерманский Гавриил (Чепур). Д. – секретарь Православного Палестинского общества (с 1907), автор труда «Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882–1907). Историческая записка» (1907). Из статей, публиковавшихся в «Сообщениях Православного Палестинского общества», позднее Д. была составлена кн. «Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. С русскими паломниками по Святой земле и на Афонской горе» (ч. 1–2, 1909–20). С 1918, после закрытия Палестинского об-ва, проф. кафедры греч. яз., проректор (1919–22) Астраханского ун-та. С 1923 читал лекции по литургике на Богословских курсах центр. района Петрограда (в 1925–28 – Высшие богословские курсы). Часть лекций была записана и под редакцией Д. выпущена в машинописи.
Погребён на братском кладбище Александро-Невской лавры.