КРАСНОСЕ́ЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ ФОМИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРАСНОСЕ́ЛЬЦЕВ Николай Фомич [3(15).12.1845, с. Верхусолье Бугульминского у. Самарской губ. (по др. данным, с. Емашевка Уфимского у. Уфимской губ.) – 11(23).9.1898, Константинополь], рос. церковный историк, византинист, литургист, д. стат. сов.
Из семьи сельского священника. В 1870 окончил Казанскую духовную академию (КДА), преподавал Священное Писание и тат. яз. в Самарской духовной семинарии. Степень магистра богословия получил за соч. «Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан» (изд. в 1872), с 1871 доцент КДА. Участвовал в археологич. съездах в Киеве (1874), Казани (1876), Ярославле (1887). В 1875 вошёл в состав комиссии по описанию б-ки Соловецкого монастыря, вывезенной в КДА из-за угрозы оккупации монастыря англичанами в ходе Крымской войны 1853–56. Подготовил описание рукописных псалтирей, канонических и богослужебных рукописных книг этой библиотеки (изд. в 3 тт. в 1885–92). В 1883–86 редактировал журнал КДА «Православный собеседник». В 1884 стал экстраординарным проф. КДА. В 1889 К. оставил должность в академии и был назначен экстраординарным проф. по кафедре церковной истории в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1893 получил степень д-ра церковной истории honoris causa. С 1894 ординарный проф. Новороссийского университета.
К. одним из первых в России начал заниматься церковной археологией, для чего предпринял ряд заграничных путешествий (Италия, Константинополь, Греция, Иерусалим и др.). Изучал историю христианского храма, топографию Константинополя, занимался исследованием визант. письменности. Считая, что совр. ему наука о православном богослужении нуждается не столько в теоретич. обобщениях, сколько в описании и введении в науч. оборот рукописей, хранящихся в разл. библиотеках, К. собрал значит. количество слав. и греч. литургич. памятников 10–15 вв. За труд «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся» (1885) удостоен в 1886 премии митр. Макария (Булгакова). Ему принадлежит честь открытия т. н. Типикона Великой церкви (9–10 вв.), впоследствии детально изученного и изданного А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом. К. опубликовал неск. древних символич. толкований визант. литургии, а также диатаксисы (уставы) литургии. Собранные им материалы к истории чинопоследования литургии свт. Иоанна Златоуста стали важным этапом в развитии литургич. науки. Среди учеников К. – А. И. Алмазов (1859–1920) и Дмитриевский. К. являлся чл. Казанского общества археологии, истории и этнографии (с 1886), Московского археологического общества (с 1887), Исторического общества Нестора-летописца (с 1888), Одесского об-ва истории и древностей (с 1889), визант. отделения (созданного по инициативе Ф. И. Успенского) историко-филологич. об-ва при Новороссийском ун-те (с 1889), чл.-корр. Константинопольского историко-филологич. об-ва (Силлога) (с 1891) и др. науч. обществ.