Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРАСНОСЕ́ЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ ФОМИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 624

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Богданова

КРАСНОСЕ́ЛЬЦЕВ Ни­ко­лай Фо­мич [3(15).12.1845, с. Вер­ху­со­лье Бу­гуль­мин­ско­го у. Са­мар­ской губ. (по др. дан­ным, с. Ема­шев­ка Уфим­ско­го у. Уфим­ской губ.) – 11(23).9.1898, Кон­стан­ти­но­поль], рос. цер­ков­ный ис­то­рик, ви­зан­ти­нист, ли­тур­гист, д. стат. сов.

Из се­мьи сель­ско­го свя­щен­ни­ка. В 1870 окон­чил Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию (КДА), пре­по­да­вал Свя­щен­ное Пи­са­ние и тат. яз. в Са­мар­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Сте­пень ма­ги­ст­ра бо­го­сло­вия по­лу­чил за соч. «За­пад­ные мис­сии про­тив та­тар-языч­ни­ков и осо­бен­но про­тив та­тар-му­хам­ме­дан» (изд. в 1872), с 1871 до­цент КДА. Уча­ст­во­вал в ар­хео­ло­гич. съез­дах в Кие­ве (1874), Ка­за­ни (1876), Яро­слав­ле (1887). В 1875 во­шёл в со­став ко­мис­сии по опи­са­нию б-ки Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря, вы­ве­зен­ной в КДА из-за уг­ро­зы ок­ку­па­ции мо­на­сты­ря анг­ли­ча­на­ми в хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56. Под­го­то­вил опи­са­ние ру­ко­пис­ных псал­ти­рей, ка­но­нических и бо­го­слу­жеб­ных ру­ко­пис­ных книг этой биб­лио­те­ки (изд. в 3 тт. в 1885–92). В 1883–86 ре­дак­ти­ро­вал жур­нал КДА «Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник». В 1884 стал экс­т­ра­ор­ди­нар­ным проф. КДА. В 1889 К. ос­та­вил долж­ность в ака­де­мии и был на­зна­чен экс­т­ра­ор­ди­нар­ным проф. по ка­фед­ре цер­ков­ной ис­то­рии в Но­во­рос­сий­ском ун-те (Одес­са). В 1893 по­лу­чил сте­пень д-ра цер­ков­ной ис­то­рии honoris causa. С 1894 ор­ди­нар­ный проф. Но­во­рос­сий­ско­го универ­си­те­та.

К. од­ним из пер­вых в Рос­сии на­чал за­ни­мать­ся цер­ков­ной ар­хео­ло­ги­ей, для че­го пред­при­нял ряд за­гра­нич­ных пу­теше­ст­вий (Ита­лия, Кон­стан­ти­но­поль, Гре­ция, Ие­ру­са­лим и др.). Изу­чал ис­то­рию хри­сти­ан­ско­го хра­ма, то­по­гра­фию Кон­стан­ти­но­по­ля, за­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем ви­зант. пись­мен­но­сти. Счи­тая, что совр. ему нау­ка о пра­во­слав­ном бо­го­слу­же­нии ну­ж­да­ет­ся не столь­ко в тео­ре­тич. обоб­ще­ни­ях, сколь­ко в опи­са­нии и вве­де­нии в на­уч. обо­рот ру­ко­пи­сей, хра­ня­щих­ся в разл. биб­лио­те­ках, К. со­брал зна­чит. ко­ли­че­ст­во слав. и греч. ли­тур­гич. па­мят­ни­ков 10–15 вв. За труд «Све­де­ния о не­ко­то­рых ли­тур­ги­че­ских ру­ко­пи­сях Ва­ти­кан­ской биб­лио­те­ки с за­ме­ча­ния­ми о со­ста­ве и осо­бен­но­стях бо­го­слу­жеб­ных чи­но­пос­ле­до­ва­ний, в них со­дер­жа­щих­ся» (1885) удо­сто­ен в 1886 премии митр. Ма­ка­рия (Бул­га­ко­ва). Ему при­над­ле­жит честь от­кры­тия т. н. Ти­пико­на Ве­ли­кой церк­ви (9–10 вв.), впо­след­ст­вии де­таль­но изу­чен­но­го и из­данно­го А. А. Дмит­ри­ев­ским и Х. Ма­те­о­сом. К. опуб­ли­ко­вал неск. древ­них сим­во­лич. тол­ко­ва­ний ви­зант. ли­тур­гии, а так­же диа­так­си­сы (ус­та­вы) ли­тур­гии. Со­б­ран­ные им ма­те­риа­лы к ис­то­рии чи­но­пос­ле­до­ва­ния ли­тур­гии свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та ста­ли важ­ным эта­пом в раз­ви­тии ли­тур­гич. нау­ки. Сре­ди уче­ни­ков К. – А. И. Ал­ма­зов (1859–1920) и Дмит­ри­ев­ский. К. яв­лял­ся чл. Ка­зан­ско­го об­ще­ст­ва ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии (с 1886), Мо­с­ков­ско­го ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва (с 1887), Ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва Не­сто­ра-ле­то­пис­ца (с 1888), Одес­ско­го об-ва ис­то­рии и древ­но­стей (с 1889), ви­зант. отде­ле­ния (соз­дан­но­го по ини­циа­ти­ве Ф. И. Ус­пен­ско­го) ис­тори­ко-фи­ло­ло­гич. об-ва при Но­во­рос­сий­ском ун-те (с 1889), чл.-корр. Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. об-ва (Сил­ло­га) (с 1891) и др. на­уч. обществ.

Соч.: О про­ис­хо­ж­де­нии хри­сти­ан­ско­го хра­ма. Ка­зань, 1880; Очер­ки из ис­то­рии хри­сти­ан­ско­го хра­ма. Ка­зань, 1881. Вып. 1: Ар­хи­тек­ту­ра и внут­рен­нее рас­по­ло­же­ние хри­сти­ан­ских хра­мов до Юс­ти­ниа­на; К ис­то­рии пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния. По по­во­ду не­ко­то­рых цер­ков­ных служб и об­ря­дов ны­не не упот­реб­ляю­щих­ся. (Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния по ру­ко­пи­сям Со­ло­вец­кой биб­лио­те­ки). Ка­зань, 1889; Ма­те­риа­лы для ис­то­рии чи­но­пос­ле­до­ва­ния ли­тур­гии свя­то­го Ио­ан­на Зла­то­ус­та. Ка­зань, 1889–1895. Вып. 1–2; Сла­вян­ские ру­ко­пи­си Пат­ри­ар­шей биб­лио­те­ки в Ие­ру­са­лиме. Ка­зань, 1889; Ти­пик Церк­ви св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле (IX в.). Од., 1892; Ad­denda. К из­да­нию А. Ва­силь­е­ва: «Anecdota graecobyzantina». (М., 1893). Од., 1898.

Лит.: Берд­ни­ков И. Па­мя­ти про­фес­со­ра Н. Ф. Крас­но­сель­це­ва // Православный собесед­ник. 1898. № 11; Дмит­ри­ев­ский А. Не­заб­вен­ной па­мя­ти А. С. Пав­ло­ва и Н. Ф. Крас­но­сель­це­ва. К., 1899; По­мин­ки по Н. Ф. Крас­но­сель­це­ве. Од., 1899 (библ.); Ба­лу­да В. Н. Ф. Крас­но­сель­цев // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. 1974. № 2.

Вернуться к началу