МИРОПОМА́ЗАНИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИРОПОМА́ЗАНИЕ (греч. χρῖσμα τοῦ μύρου, букв. – помазание), христианское таинство, в котором человеку при помазании освящённым миром сообщаются особые дары Святого Духа, подающие силы для возрастания в духовной жизни. Как и таинство крещения, М. совершается единожды.
Подобно др. таинствам, М. считается установленным Самим Иисусом Христом, хотя прямой заповеди о его совершении в евангельских текстах нет. Возможно, М. появилось как замена практики возложения рук апостолами на новокрещёных (Деян. 8:17, 19:6). Однако более вероятным объяснением происхождения М. является стремление первых христиан в деталях уподобить чинопоследование крещения евангельскому описанию Крещения Господня – воспроизвести видимым образом сошествие Святого Духа (уже в Лк. 4:18 и Деян. 10:38 сошествие Святого Духа описывается как помазание).
Первоначально М. совершалось, вероятно, так же, как и в ветхозаветном богослужении, возлиянием мира на голову. В сочинениях церковных писателей раннехристианского времени и эпохи Вселенских соборов (Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.) сообщается уже о повсеместности его совершения. М. производилось главой христианской общины – епископом, с 4 в. – и пресвитерами, получавшими освящённое миро от своего епископа. На II Вселенском соборе (381) было определено, какие части тела помазываются при М., а также указаны слова, произносящиеся при этом: «Печать дара Духа Святого». Помазание св. миром как печать имеет символич. значения Божией власти над творением и принадлежности верующего Христу и Его Церкви.
В православной традиции М. следует непосредственно за крещением: читается молитва, после которой священник помазывает у крестившегося части тела (лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги), следует чтение из Апостола и Евангелия, произносится просительная ектения, затем священник совершает обряд омовения частей тела, помазанных миром. Отдельно от крещения М. совершается лишь тогда, когда необходимо восполнить крещение, совершённое ранее: крещённого мирянином ввиду смертельной опасности, а также при принятии в Церковь тех инославных, у которых нарушено апостольское преемство и, соответственно, отсутствуют священство и М. как таинство.
В католич. традиции аналогом М. является конфирмация, которая может совершаться только епископом. Исторически это привело к тому, что обряд конфирмации отделился по времени проведения от чина крещения и стал совершаться по достижении крещёным совершеннолетия или, по крайней мере, сознательного возраста.
В Древнем Израиле, в Визант. империи и в России М. совершалось также над монархами при вступлении их на престол. В этом случае и по отношению к христианским самодержцам оно понималось не как таинство, а как особый ритуал запечатления призвания человека Самим Богом на особое служение.