КОНФИРМА́ЦИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНФИРМА́ЦИЯ (лат. confirmatio – утверждение, укрепление; подтверждение), в католицизме – одно из семи церковных таинств (аналогично таинству миропомазания в православии и древних вост. церквах); во многих протестантских деноминациях – особая богослужебная церемония.
В отдельное священнодействие, как правило, значительно отстоявшее по времени от крещения человека и его первого причастия, К. выделилась на христианском Западе в кон. 1-го – нач. 2-го тыс. В трактовке К. как отдельного от крещения таинства католич. доктрина исходит из священно-историч. событий Пятидесятницы и основывается на новозаветных свидетельствах о возложении апостолами рук на новокрещёных с целью преподания им особых даров Св. Духа, а также на связанном с этими свидетельствами существовавшем в древней Церкви обряде послекрещального миропомазания и возложения рук на новокрещёного епископом. В средние века и Новое время господствовало понимание К. преим. как подтверждения зрелости религ. веры крещёного в младенчестве человека, а также как его освящения и духовного укрепления. Богословие и практика К. были закреплены вероучительными документами Римско-католич. церкви на Ферраро-Флорентийском соборе и Тридентском соборе.
В католицизме таинство К. считается необходимым для спасения. Его совершает епископ над подростками, достигшими 12–16-летнего возраста. В особых случаях (напр., при крещении взрослых с последующей непосредственно за этим К. или в обстоятельствах смертельной опасности) допускается делегирование епископских полномочий священнику и совершение К. в любом возрасте. Как и при крещении, принимающему таинство К. требуются восприемники (patrini). Материей таинства служит освящаемое епархиальным епископом в четверг Страстной седмицы миро (chrisma), которое после возложения рук и молитвенного призывания Св. Духа наносится в форме креста на лоб конфирмируемого. Формой таинства являются произносимые епископом при помазании слова: «Знаменую тебя знаком Креста и укрепляю (confirmo) миром спасения во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Правильно совершённая К. запечатлевает душу (как и в таинствах крещения и священства) особым «неизгладимым знаком» (character indelebilis), вследствие чего это таинство не может быть повторено.
Предпринятая Ватиканским II собором литургич. реформа привела к некоторым изменениям в практике К., что должно было отразить экклезиологич. значение таинства как усовершенствование для крещёного связи с Церковью и возобновить идею трёхступенчатого единства христианской инициации (крещение, К., Евхаристия). В совр. обряде таинства К., которое рекомендуется совершать во время мессы, конфирмируемый в знак сакраментальной связи со своим крещением должен исповедовать Символ веры, произнесённый за него при крещении восприемниками. К. стала предшествовать обязательная, как правило полугодовая, катехетическая подготовка (см. Катехизация). Иногда перед К. рекомендуется совершение исповеди. Апостольской конституцией папы Римского Павла VI «Divinae consortium naturae» (1971) была утверждена новая, близкая визант. чину тайносовершительная формула: «Приими печать (signaculum) дара Духа Святого» (ср.: Еф. 1:13, 4:30). За католиками вост. обрядов (см. Униатство) канонически закреплено совершение К. священником сразу после крещения вне зависимости от возраста конфирмируемого. Совр. католич. богословие подчёркивает также личностный аспект К., говоря о полноте общения верующего со Св. Духом как Личностью и об обращённом к верующему миссионерском призыве личного свидетельства о Христе в мире.
В средние века католич. учение о К. подвергалось критике со стороны вальденсов, катаров, последователей Дж. Уиклифа, гуситов (см. Гуситское движение). М. Лютер в полемич. соч. «О вавилонском пленении Церкви» (1520) категорически отверг сакраментальный статус К. на основании того, что она не была заповедана Христом. Т. о., он признавал К. не таинством, а лишь церковным обычаем или «церемонией». Ж. Кальвин также не видел в возложении апостолами рук сообщения верующему благодати, а мироосвящение и миропомазание считал суевериями. В полемике с анабаптистами нем. реформатор М. Буцер придал К. смысл и образ литургич. завершения периода катехизации подростков перед их допуском к причастию. Его идеи были широко восприняты в реформаторских кругах. Позднее под влиянием пиетизма в тех протестантских деноминациях, где сохранился обряд К., большую роль в нём стал играть мотив личного исповедания веры. К. стала пониматься как своего рода экзамен на религ. зрелость юношей и девушек в возрасте примерно 14 лет после катехетической подготовки (продолжительностью до 2 лет) и как их литургич. посвящение в полноправные члены церковной общины. Конфирмируемые исповедуют Символ веры в знак сознательного подтверждения своего крещения и принадлежности к Церкви, провозглашают обеты христианской морали и получают от пастора благословение через возложение рук. После этого они впервые приступают к причастию. Только прошедшие К. получают право голоса в церковной общине и могут быть избранными в церковный совет или исполнять церковные служения.