ВАЛЬДЕ́НСЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛЬДЕ́НСЫ, «лионские бедняки» (лат. valdenses, «pauperes Lugdunenses»; франц. vaudois), последователи еретич. религ. движения, возникшего во Франции в последней трети 12 в.
Возникновение этого движения связано с распространением в 11–12 вв. в Зап. церкви идей обновления, возвращения к идеалам и образу жизни раннехристианских общин, древней Церкви (лат. primitiva ecclesia).
В. получили название по имени богатого лионского купца Вальда (лат. Valdus, Valdesius, Valdo; франц. Valdés, Valdès), который в 1170-х гг., руководствуясь словами Христа, раздал имущество нищим (Мф. 19:16–21) и начал проповедь покаяния. Проповедь на нар. языке (Вальд использовал евангельские тексты, переведённые на провансальский язык) привлекла представителей широких социальных слоёв. Изначально В. не порывали с Церковью, испрашивая лишь для себя особого разрешения на проповеднич. деятельность [напр., на III Латеранском соборе (1179)]. Запрет проповеди В., а также предание их анафеме вместе с катарами и альбигойцами Веронским (1184) и IV Латеранским (1215) соборами не остановили развития движения. Распространение движения в среде гор. населения и крестьянства обусловило переплетение в проповеди В. социальной и религиозной проблематики: В. отрицали право католич. церкви иметь собственность, собирать аннаты, отрицали необходимость духовенства, позднее – исключительность внутрицерковного совершения таинств исповеди и евхаристии. С развитием идеи преемственности между всяким живущим в нищете по заповедям Христовым и апостолами В. приходят к самовольному совершению таинств исповеди и евхаристии. В. объединялись в сообщества (лат. societates), члены которых именовались «братьями», «совершенными» (лат. fratres, perfecti); к сообществам В. примыкали общины «верующих» (лат. credentes) – тех, которые, не изменяя привычному образу жизни, руководствовались наставлениями «совершенных».
С сер. 13 в. течение распространилось во Франции (Дофине, Прованс, Лангедок), герм. землях, Италии (Пьемонт, альпийские области, Ломбардия, Апулия), а также в Польше и Испании. На протяжении 12–15 вв. общины В. подвергались преследованиям: в Испании – эдикты 1194 и 1197, предписывавшие сожжение В., во Франции – гонения, связанные с Альбигойскими войнами. В 1487 папой Римским Иннокентием VIII (1484–92) против В. был объявлен крестовый поход.
В 16–18 вв. история общин В. во Франции, Италии, германских землях была тесно связана с Реформацией и Контрреформацией. Во Франции общины В. влились в протестантскую церковь (Шанфоранский синод, 1532), в Италии сохранили свою религиозную самостоятельность, получив от католич. герцогов Савойских по Кавурскому мирному договору (1561) права автономии. При герцогах Савойских Карле Эммануиле II (1638–75) и Викторе Амедее II (1675–1730) борьба против В. в Пьемонте активизируется вновь. Вследствие этого в кон. 17 в. часть В. переселилась из Пьемонта в Германию. Сохранившиеся в Пьемонте общины В. были признаны только к 1840-м гг.
В нач. 20 в. общины В. составляли итал. протестантскую церковь, с независимой иерархией и центром во Флоренции. В 1979 они объединились с методистскими общинами Италии, образовав «Евангелическо-вальденскую церковь: союз вальденских и методистских церквей». В др. странах общины В. также объединяются преим. с реформатскими или пресвитерианскими церквами. В нач. 21 в. в мире насчитывается более 40 тыс. вальденсов. См. также статьи Арнольд Брешианский, Бегинки и бегарды.