Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛЬДЕ́НСЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 551

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В

ВАЛЬДЕ́НСЫ, «ли­он­ские бед­ня­ки» (лат. valdenses, «pauperes Lugdunenses»; франц. vaudois), по­сле­до­ва­те­ли ере­тич. ре­лиг. дви­же­ния, воз­ник­ше­го во Фран­ции в по­след­ней тре­ти 12 в.

Воз­ник­но­ве­ние это­го дви­же­ния свя­зано с рас­про­стра­не­ни­ем в 11–12 вв. в Зап. церк­ви идей об­нов­ле­ния, воз­вра­ще­ния к идеа­лам и об­ра­зу жиз­ни ран­не­хри­сти­ан­ских об­щин, древ­ней Церк­ви (лат. primitiva ecclesia).

В. по­лу­чи­ли на­зва­ние по име­ни бо­га­то­го ли­он­ско­го куп­ца Валь­да (лат. Val­dus, Valdesius, Valdo; франц. Valdés, Val­dès), ко­то­рый в 1170-х гг., ру­ко­во­д­ству­ясь сло­ва­ми Хри­ста, раз­дал иму­щест­во ни­щим (Мф. 19:16–21) и на­чал про­по­ведь по­кая­ния. Про­по­ведь на нар. язы­ке (Вальд ис­поль­зо­вал еван­гель­ские тек­сты, пе­ре­ве­дён­ные на про­ван­саль­ский язык) при­влек­ла пред­ста­ви­те­лей ши­ро­ких со­ци­аль­ных сло­ёв. Из­на­чаль­но В. не по­ры­ва­ли с Цер­ко­вью, ис­пра­ши­вая лишь для се­бя осо­бо­го раз­ре­ше­ния на про­по­вед­нич. дея­тель­ность [напр., на III Ла­те­ран­ском со­бо­ре (1179)]. За­прет про­по­ве­ди В., а так­же пре­да­ние их ана­фе­ме вме­сте с ка­та­ра­ми и аль­би­гой­ца­ми Ве­рон­ским (1184) и IV Ла­те­ран­ским (1215) со­бо­ра­ми не ос­та­но­ви­ли раз­ви­тия дви­же­ния. Рас­про­стра­не­ние движения в сре­де гор. на­се­ле­ния и кре­сть­ян­ст­ва обу­сло­ви­ло пе­ре­пле­те­ние в про­по­ве­ди В. со­ци­аль­ной и ре­ли­ги­оз­ной про­бле­ма­ти­ки: В. от­ри­ца­ли пра­во ка­то­лич. церк­ви иметь соб­ст­вен­ность, со­би­рать ан­на­ты, от­ри­ца­ли не­об­хо­ди­мость ду­хо­вен­ст­ва, позд­нее – ис­клю­чи­тель­ность внут­ри­цер­ков­но­го со­вер­ше­ния та­инств ис­по­ве­ди и ев­ха­ри­стии. С раз­ви­ти­ем идеи пре­ем­ст­вен­но­сти ме­ж­ду вся­ким жи­ву­щим в ни­ще­те по за­по­ве­дям Хри­сто­вым и апо­сто­ла­ми В. при­хо­дят к са­мо­воль­но­му со­вер­ше­нию та­инств ис­по­ве­ди и ев­ха­ри­стии. В. объ­е­ди­ня­лись в со­об­ще­ст­ва (лат. socie­ta­tes), чле­ны ко­то­рых име­но­ва­лись «брать­я­ми», «со­вер­шен­ны­ми» (лат. fratres, perfecti); к со­об­ще­ст­вам В. при­мы­ка­ли об­щи­ны «ве­рую­щих» (лат. credentes) – тех, ко­то­рые, не из­ме­няя при­выч­но­му об­ра­зу жиз­ни, ру­ко­во­дство­ва­лись на­став­ле­ния­ми «со­вер­шен­ных».

С сер. 13 в. те­че­ние рас­про­стра­ни­лось во Фран­ции (До­фи­не, Про­ванс, Лан­ге­док), герм. зем­лях, Ита­лии (Пье­монт, аль­пий­ские об­лас­ти, Лом­бар­дия, Апу­лия), а так­же в Поль­ше и Ис­па­нии. На про­тя­же­нии 12–15 вв. об­щи­ны В. под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям: в Ис­па­нии – эдик­ты 1194 и 1197, пред­пи­сы­вав­шие со­жже­ние В., во Фран­ции – го­не­ния, свя­зан­ные с Аль­би­гой­ски­ми вой­на­ми. В 1487 па­пой Рим­ским Ин­но­кенти­ем VIII (1484–92) про­тив В. был объ­яв­лен кре­сто­вый по­ход.

В 16–18 вв. ис­то­рия об­щин В. во Фран­ции, Ита­лии, германских зем­лях бы­ла тес­но свя­за­на с Ре­фор­ма­ци­ей и Контр­ре­фор­ма­ци­ей. Во Фран­ции об­щи­ны В. вли­лись в про­тес­тант­скую цер­ковь (Шан­фо­ран­ский си­нод, 1532), в Ита­лии со­хра­ни­ли свою ре­лигиозную са­мо­стоя­тель­ность, по­лу­чив от ка­то­лич. гер­цо­гов Са­вой­ских по Ка­вур­ско­му мир­но­му до­го­во­ру (1561) пра­ва ав­то­но­мии. При гер­цо­гах Са­вой­ских Кар­ле Эм­ма­нуи­ле II (1638–75) и Вик­то­ре Аме­дее II (1675–1730) борь­ба про­тив В. в Пье­мон­те ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся вновь. Вслед­ст­вие это­го в кон. 17 в. часть В. пе­ре­се­ли­лась из Пье­мон­та в Гер­ма­нию. Со­хра­нив­шие­ся в Пье­мон­те об­щи­ны В. бы­ли при­зна­ны толь­ко к 1840-м гг.

В нач. 20 в. об­щи­ны В. со­став­ля­ли итал. про­тес­тант­скую цер­ковь, с не­за­ви­си­мой ие­рар­хи­ей и цен­тром во Фло­рен­ции. В 1979 они объ­е­ди­ни­лись с ме­то­дист­ски­ми об­щи­на­ми Ита­лии, об­ра­зовав «Еван­ге­ли­че­ско-валь­ден­скую цер­ковь: со­юз валь­ден­ских и ме­то­ди­ст­ских церк­вей». В др. стра­нах об­щи­ны В. так­же объ­е­ди­ня­ют­ся пре­им. с ре­фор­мат­ски­ми или пре­сви­те­ри­ан­ски­ми церк­ва­ми. В нач. 21 в. в ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 40 тыс. валь­ден­сов. См. так­же статьи Ар­нольд Бре­ши­ан­ский, Бе­гин­ки и бе­гар­ды.

Лит.: Schneider M. Europäisches Walden­sertum im 13. und 14. Jahrhundert. B.; N. Y., 1981; Storia dei Valdesi. Torino, 1989–1990. Vol. 1–3.

Вернуться к началу