КАНО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНО́Н (греч. ϰανών – прави́ло, правило, норма, мера) в церковном праве, установление, относящееся к устройству христианской Церкви, её управлению, учреждениям, дисциплине.
В новозаветных текстах слово «К.» употребляется в значении «правила» христианской жизни (Гал. 6:16; Флп. 3:16), позднее, перейдя в область права, оно стало обозначать дисциплинарные постановления Церкви.
Часть К. приписывается апостолам, часть выработана соборами церковными и отцами Церкви. Все поместные православные церкви (вселенское Православие) признают канонич. корпус, сложившийся к кон. 9 в. В него входят: 85 Апостольских правил, 20 К. I Вселенского собора (325), 7 – II Вселенского собора (381), 8 – III Вселенского собора (431), 30 – IV Вселенского собора (451), 102 – Трулльского собора (691–692), который в православной традиции считается продолжением VI Вселенского собора (680–681), 22 – VII Вселенского собора (787); К. Поместных соборов: 25 – Анкирского (314), 15 – Неокесарийского (между 314 и 319), 21 – Гангрского (ок. 340), 25 – Антиохийского (ок. 330), 60 – Лаодикийского (2-я пол. 4 в.), 20 – Сердикийского (343–344), 1 – Константинопольского (394), 147 или 134 (ввиду разного деления текста правил употребляется двойная нумерация) – Карфагенского (419), 17 – Двукратного в Константинополе (861) и 3 – Константинопольского в храме Св. Софии (879), а также правила святых отцов 3–8 вв.: 4 – Дионисия Александрийского, 12 – Григория Чудотворца, 14 – Петра Александрийского, 3 послания Афанасия Великого, 92 правила Василия Великого, 8 – Григория Нисского, по одному – Григория Богослова и Амфилохия Иконийского, 18 ответов Тимофея Александрийского, 14 правил Феофила Александрийского, 5 – Кирилла Александрийского, послания Геннадия Константинопольского и Тарасия Константинопольского. Язык оригинала этих К. – греческий, за исключением К. Карфагенского и Сердикийского соборов, которые были написаны на лат. яз. (К. Сердикийского собора, вероятно, одновременно составлялись на лат. и греч. языках).
Эти К. составляют фундамент канонического права всех поместных православных церквей, т. к. действуют во всех этих церквах на протяжении всей церковной истории одинаково. Но они являются лишь частью церковного нормотворчества: в позднейшее время в каждой из поместных православных церквей продолжали издаваться правила, однако они не имеют общецерковного авторитета. В католицизме наряду с К. древней Церкви также действуют и иные установления (см. Кодекс канонического права). Древние К. дают ключ к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни, сохраняют значение критерия церковного нормотворчества и фундам. основы церковного правосознания, хотя отд. К. могут оказаться неприменимыми в связи с исчезновением упомянутых в них церковных институтов. Наука, изучающая К., именуется канонистикой.
От К. следует отличать оросы – догматич. определения соборов, относящиеся к вероучению (хотя первоначально в истории Церкви не существовало строгого разграничения между постановлениями, касающимися вероучения, и постановлениями относительно церковной дисциплины).