Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 735

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Цыпин

КАНО́Н (греч. ϰανών – пра­ви́­ло, пра­ви­ло, нор­ма, ме­ра) в церковном пра­ве, ус­та­нов­ле­ние, от­но­ся­щее­ся к уст­рой­ст­ву хри­сти­ан­ской Церк­ви, её управ­ле­нию, уч­ре­ж­де­ни­ям, дис­ци­п­ли­не.

В но­во­за­вет­ных тек­стах сло­во «К.» упо­т­реб­ля­ет­ся в зна­че­нии «пра­ви­ла» хри­сти­ан­ской жиз­ни (Гал. 6:16; Флп. 3:16), позд­нее, пе­рей­дя в об­ласть пра­ва, оно ста­ло обо­зна­чать дис­ци­п­ли­нар­ные по­ста­нов­ле­ния Церк­ви.

Часть К. при­пи­сы­ва­ет­ся апо­сто­лам, часть вы­ра­бо­та­на со­бо­ра­ми цер­ков­ны­ми и от­ца­ми Церк­ви. Все по­ме­ст­ные пра­во­слав­ные церк­ви (все­лен­ское Пра­во­сла­вие) при­зна­ют ка­но­нич. кор­пус, сло­жив­ший­ся к кон. 9 в. В не­го вхо­дят: 85 Апо­столь­ских пра­вил, 20 К. I Все­лен­ско­го со­бо­ра (325), 7 – II Все­лен­ско­го со­бо­ра (381), 8 – III Все­лен­ско­го со­бо­ра (431), 30 – IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451), 102 – Трулль­ско­го со­бо­ра (691–692), ко­то­рый в пра­во­слав­ной тра­ди­ции счи­та­ет­ся про­дол­же­ни­ем VI Все­лен­ско­го со­бо­ра (680–681), 22 – VII Все­лен­ско­го со­бо­ра (787); К. По­ме­ст­ных со­бо­ров: 25 – Ан­кир­ско­го (314), 15 – Не­о­ке­са­рий­ско­го (ме­ж­ду 314 и 319), 21 – Гангр­ско­го (ок. 340), 25 – Ан­ти­охий­ско­го (ок. 330), 60 – Лао­ди­кий­ско­го (2-я пол. 4 в.), 20 – Сер­ди­кий­ско­го (343–344), 1 – Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (394), 147 или 134 (вви­ду раз­но­го де­ле­ния тек­ста пра­вил упот­реб­ля­ет­ся двой­ная ну­ме­ра­ция) – Кар­фа­ген­ско­го (419), 17 – Дву­крат­но­го в Кон­стан­ти­но­по­ле (861) и 3 – Кон­стан­ти­но­поль­ско­го в хра­ме Св. Со­фии (879), а так­же пра­ви­ла свя­тых от­цов 3–8 вв.: 4 – Дио­ни­сия Алек­сан­д­рий­ско­го, 12 – Гри­го­рия Чу­до­твор­ца, 14 – Пет­ра Алек­сан­д­рий­ско­го, 3 по­сла­ния Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, 92 пра­ви­ла Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, 8 – Гри­го­рия Нис­ско­го, по од­но­му – Гри­го­рия Бо­го­сло­ва и Ам­фи­ло­хия Ико­ний­ско­го, 18 от­ве­тов Ти­мо­фея Алек­сан­д­рий­ско­го, 14 пра­вил Фео­фи­ла Алек­сан­д­рий­ско­го, 5 – Ки­рил­ла Алек­сан­д­рий­ско­го, по­сла­ния Ген­на­дия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го и Та­ра­сия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Язык ори­ги­на­ла этих К. – гре­че­ский, за ис­клю­че­ни­ем К. Кар­фа­ген­ско­го и Сер­ди­кий­ско­го со­бо­ров, ко­то­рые бы­ли на­пи­са­ны на лат. яз. (К. Сер­ди­кий­ско­го со­бо­ра, ве­ро­ят­но, од­но­вре­мен­но со­став­ля­лись на лат. и греч. язы­ках).

Эти К. со­став­ля­ют фун­да­мент ка­но­ни­че­ско­го пра­ва всех по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей, т. к. дей­ст­ву­ют во всех этих церк­вах на про­тя­же­нии всей цер­ков­ной ис­то­рии оди­на­ко­во. Но они яв­ля­ют­ся лишь ча­стью цер­ков­но­го нор­мо­твор­че­ст­ва: в позд­ней­шее вре­мя в ка­ж­дой из по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей про­дол­жа­ли из­да­вать­ся пра­ви­ла, од­на­ко они не име­ют об­ще­цер­ков­но­го ав­то­ри­те­та. В ка­то­ли­циз­ме на­ря­ду с К. древ­ней Церк­ви так­же дей­ст­ву­ют и иные ус­та­нов­ле­ния (см. Ко­декс ка­но­ни­че­ско­го пра­ва). Древ­ние К. да­ют ключ к пра­виль­ной ори­ен­та­ции в ак­ту­аль­ных про­бле­мах цер­ков­ной жиз­ни, со­хра­ня­ют зна­че­ние кри­те­рия цер­ков­но­го нор­мо­твор­че­ст­ва и фун­дам. ос­но­вы цер­ков­но­го пра­во­со­зна­ния, хо­тя отд. К. мо­гут ока­зать­ся не­при­ме­ни­мы­ми в свя­зи с ис­чез­но­ве­ни­ем упо­мя­ну­тых в них цер­ков­ных ин­сти­ту­тов. Нау­ка, изу­чаю­щая К., име­ну­ет­ся ка­но­ни­сти­кой.

От К. сле­ду­ет от­ли­чать оро­сы – дог­ма­тич. оп­ре­де­ле­ния со­бо­ров, от­но­ся­щие­ся к ве­ро­уче­нию (хо­тя пер­во­на­чаль­но в ис­то­рии Церк­ви не су­ще­ст­во­ва­ло стро­го­го раз­гра­ни­че­ния ме­ж­ду по­ста­нов­ле­ния­ми, ка­саю­щи­ми­ся ве­ро­уче­ния, и по­ста­нов­ле­ния­ми от­но­си­тель­но цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны).

Вернуться к началу