ПОМЕ́СТНЫЕ СОБО́РЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМЕ́СТНЫЕ СОБО́РЫ, в христианстве разновидность церковных соборов, которые обладают высшими властными полномочиями в границах отд. поместных церквей. Традиционно к П. с. относят также соборы, которые по важности принятых решений и по представительности участников [Анкирский (314), Сардикийский (340-е гг.), Лаодикийский (ок. 360), константинопольские соборы (исихастские) 1341, 1347 и 1351, и др.] превосходили соборы отд. поместных церквей.
К компетенции П. с. относятся все дела, касающиеся поместной Церкви, которые, однако, должны решаться в соответствии с общецерковными догматами и канонами; в противном случае поместная Церковь рискует отпасть от кафолич. единства. П. с. является также судебным учреждением (высшая инстанция при рассмотрении споров между епископами о границах их областей, по жалобам клириков на чужого архиерея и по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с достоинством архиерейского сана; для мирян и клириков, в отношении которых епископ изрёк приговор об их отлучении, – апелляционная инстанция). Чтобы постановления собора имели законную силу, он должен состоять не менее чем из 3 иерархов – 1 митрополита и 2 епископов. Председательство на П. с. принадлежит первому епископу поместной Церкви. Первоиерарх избирается и поставляется собором зависящих от него епископов; в случае необходимости подлежит их суду. Состав и регламент П. с. устанавливаются самими поместными церквами.
Универсалистский централизм Римско-католич. церкви исключает ту степень самостоятельности местных церквей, которая существует в православии, и, соответственно, наличие поместных автокефальных церквей, поэтому в католицизме местные церковные соборы не имели того статуса и значения, какое придаётся П. с. в православии.
В Русской церкви в период до учреждения её автокефалии (1448), когда она представляла собой митрополию Константинопольского патриархата, высшая власть принадлежала собору епископов митрополии. Ввиду обширности территориальной юрисдикции Рус. митрополии в соборах обыкновенно участвовала лишь часть епископата.
Со времени начала автокефалии (Моск. митрополия, Моск. патриархат), помимо соборов исключительно епископского состава, стали созываться, особенно для решения общецерковных вопросов, также соборы широкого состава, т. н. Освященные соборы (все – в Москве): соборы 1490 и 1504, осудившие ересь «жидовствующих», собор 1503, т. н. макарьевские соборы 1547 и 1549, Стоглавый собор 1551 и мн. др. Кроме епископов, к участию в них привлекались архимандриты и игумены т. н. степенных (наиболее значимых) монастырей, настоятели моск. кремлёвских соборных и приходских церквей, в них участвовали также великие князья московские (с 1547 цари) со свитой. При принятии решений на Освященных соборах решающий голос принадлежал епископам и государю.
Особенно много соборов созывалось во 2-й пол. 17 в., что было связано с принятием Соборного уложения 1649, церковными реформами, церковно-гос. коллизией, возникшей в связи с оставлением патриаршего престола патриархом Никоном, и др. В Большом Моск. соборе 1666–67, рассматривавшем вопросы противодействия церковному расколу (см. Старообрядчество) и «дело патриарха Никона», по приглашению царя Алексея Михайловича и рус. архиереев приняли участие александрийский и антиохийский патриархи и представитель константинопольского патриарха. Собор подтвердил священный авторитет греч. церковных чинов и богослужебных книг; составил «Наставление духовное», в котором осудил церковный раскол и предписал совершать все богослужения согласно реформированному канону; анафематствовал всех, придерживавшихся старых обрядов; лишил патриарха Никона патриаршего и священного сана; избрал 3 кандидатов в патриархи, из которых царь отдал предпочтение Иоасафу (патриарх Иоасаф II); отменил практику подсудности духовных лиц светским властям; принял ряд определений относительно благочестия и дисциплины.
После упразднения патриаршества в синодальный период истории Рус. церкви (18 – нач. 20 вв.) соборы не созывались, органом высшей церковной власти являлся Святейший Правительствующий Синод, заседавший на регулярной основе.
В нач. 20 в. рос. церковной общественностью активно обсуждался вопрос о созыве канонически полноценного П. с. В 1906 проходила работа Предсоборного присутствия, а с 1912 – Предсоборного совещания. Решение о созыве Всероссийского П. с. принято Синодом 29.4(12.5).1917, после Февр. революции 1917. Выборы членов П. с. были 3-ступенчатыми: на уровне прихода, на уровне благочиния и на уровне епархии. От каждой епархии выдвигались 1 епископ, 2 клирика и 3 мирянина. Всего было избрано 564 делегата. Полномочия участников П. с. в епископском сане отличались от полномочий др. участников, поскольку все важные решения пленума собора подлежали утверждению на архиерейском совещании.
П. с. работал с 15(28).8.1917 по 20.9.1918 в 3 сессии (1-я сессия: авг. – дек. 1917, 2-я сессия: янв. – апр. 1918, 3-я сессия: июль – сент. 1918). Одним из наиболее важных деяний собора стало восстановление в нояб. 1917 патриаршества. Кандидатами в патриархи, набравшими наибольшее число голосов, были архиепископы Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий), Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) и митр. Московский и Коломенский Тихон (Белавин). Из них посредством жребия патриархом Московским и всея России стал митр. Тихон. Были выработаны принципы церковного управления, согласно которым высшая законодат., адм., судебная и контролирующая власть принадлежали периодически созываемому П. с. в составе епископов, клириков и мирян; т. н. Большой собор должен был созываться 1 раз в 10 лет; совещание епископов, утверждавшее важнейшие соборные постановления, входило в П. с., но не возглавляло его; исключительной прерогативой П. с. являлось избрание патриарха; патриарх возглавлял церковное управление, патриарх и органы высшего церковного управления подотчётны П. с.; наряду со Священным Синодом создавался Высший церковный совет (ВЦС), состоявший из епископов, клириков и мирян, в круг обязанностей которого входили организац. и хозяйств. стороны церковной жизни.
Проведение в жизнь принятых П. с. 1917–18 решений оказалось невозможным по политич. причинам. Соборы в Рус. церкви не созывались до 8.9.1943, когда в условиях Вел. Отеч. войны с разрешения властей в Москве собор архиерейского состава избрал патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия (Страгородского).
После кончины патриарха Сергия П. с. проходил в Москве 31.1–2.2.1945. Помимо избрания нового предстоятеля – патриарха Алексия I (Симанского), собор принял Положение об управлении Русской православной церковью, которое предусматривало существование 3 органов соборной власти: П. с. широкого состава, архиерейского собора, созываемых по мере необходимости, а также постоянно действующего Священного Синода исключительно епископского состава. С этих пор в РПЦ понятие «П. с.» закрепилось за соборами широкого состава. По Положению… 1945 П. с. являлся инстанцией, которой подчинены архиерейские соборы: все решения архиерейских соборов, вступая в силу с момента их принятия, подлежали утверждению на последующем П. с. Решающим голосом на П. с. пользовались лишь епископы, голосовавшие, однако, не только от себя лично, но и от имени всех клириков и мирян своей епархии (не только от имени тех, кто присутствовал на соборе).
Очередной П. с., созванный после кончины патриарха Алексия I, проходил в Троице-Сергиевой лавре 30.5–2.6.1971, на нём впервые участвовали женщины. Собор избрал новым патриархом митр. Пимена (Извекова), снял анафему на старообрядцев («клятвы на старые обряды»).
П. с. в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси проходил в Троице-Сергиевой лавре 6–9.6.1988. Взамен устаревшего Положения… 1945 собор принял Устав об управлении Русской православной церковью, который внёс существенные изменения в статус П. с., в частности право решающего голоса предоставлялось всем членам собора, включая клириков и мирян. Устав предусматривал при определённых обстоятельствах возможность созыва в рамках П. с. архиерейского совещания, которое двумя третями голосов правомочно отменить решение, принятое пленумом поместного собора.
После кончины патриарха Пимена созван П. с., проходивший в Троице-Сергиевой лавре 7–8.6.1990. Впервые в сов. период выборы патриарха, которым стал Алексий II (Ридигер), проходили на альтернативной основе путём тайного голосования. П. с. 27–28.1.2009, созванный в Москве после кончины патриарха Алексия II, избрал нового предстоятеля Рус. церкви – патриарха Кирилла (Гундяева).
Соотношение полномочий поместного и архиерейского соборов пересмотрено в новом Уставе Русской православной церкви, принятом Архиерейским собором 2000 (с коррективами 2013). Состав П. с., квота представительства на нём епархий и иных церковных учреждений и порядок избрания избираемых членов собора устанавливаются спец. положением (2013). Устав не предусматривает в созыве П. с. периодичности. П. с. избирает патриарха, принимает решения о предоставлении автокефалии, автономии или самоуправления частям Рус. церкви, по предложению Архиерейского собора вырабатывает позиции по важнейшим вопросам церковной жизни, заботится о сохранении чистоты православного вероучения, христианской нравственности и благочестия. Решением П. с. 2009 образовано Межсоборное присутствие, действующее на постоянной основе и призванное готовить проекты документов, принимаемых на поместных и архиерейских соборах, а также Синодом.