Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́МЕНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ

Авторы: С. М. Грачёва
Ю. И. Пименов. «Свадьба на завтрашней улице». 1962. Третьяковская галерея (Москва).

ПИ́МЕНОВ Юрий (Ге­ор­гий) Ива­но­вич [13(26).11.1903, Мо­ск­ва – 6.9.1977, там же], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, нар. худ. СССР (1970), д. чл. АХ СССР (1962). Учил­ся в Мо­ск­ве во Вху­те­ма­се (1920–25) у С. В. Ма­лю­ти­на, В. Д. Фа­ли­лее­ва, В. А. Фа­вор­ско­го. Чл.-уч­ре­ди­тель ОСТ (1925). В «ос­тов­ский» пе­ри­од, на­хо­дясь под влия­ни­ем нем. экс­прес­сио­низ­ма, соз­да­вал ди­на­мич­ные мо­ну­мен­таль­ные ком­по­зи­ции, со­че­таю­щие гро­те­ск с на­пря­жён­но­стью дей­ст­вия [«Ин­ва­ли­ды вой­ны» (из цик­ла «Вой­на вой­не», 1926, ГРМ), «Да­ёшь тя­жё­лую ин­ду­ст­рию» (1927, ГТГ)]. По­се­тил Гер­ма­нию, Ита­лию (1928). С сер. 1930-х гг. ра­бо­тал над се­ри­ей кар­тин о Мо­ск­ве, вос­соз­да­вая в ро­ман­ти­че­ски-воз­вы­шен­ных об­раз­ах об­лик строя­щей­ся, стре­ми­тель­но ме­няю­щей­ся сто­ли­цы. Од­на из са­мых из­вест­ных ра­бот П. – «Но­вая Мо­ск­ва» (1937, ГТГ), на­пи­сан­ная в им­прес­сио­ни­сти­че­ски-сво­бод­ной, лёг­кой ма­не­ре; кар­ти­на сим­во­ли­зи­ро­ва­ла в пред­став­ле­нии ху­дож­ни­ка но­вую жизнь, да­лё­кую от реа­лий тех не­про­стых лет. За пан­но «Ста­ха­нов­ское дви­же­ние» для па­виль­о­на СССР на Все­мир­ной вы­став­ке 1937 в Па­ри­же по­лу­чил зо­ло­тую ме­даль. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны П. за­пе­чат­лел Мо­ск­ву в бо­лее ла­ко­нич­ных и су­ро­вых об­раз­ах («Ноч­ная ули­ца», 1942, и др.). В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од про­дол­жал ра­бо­тать над те­мой «Мо­ск­ва и мо­ск­ви­чи» (пей­за­жи, жан­ро­вые сце­ны, порт­ре­ты); вос­пе­вал эн­ту­зи­азм строи­тель­ст­ва но­вой жиз­ни в СССР (се­рии «Рас­ска­зы о мо­ск­ви­чах», 1957, «Но­вые квар­та­лы», 1963–67). В порт­ре­тах стре­мил­ся рас­крыть внутр. мир сво­их мо­де­лей, слож­ность пси­хо­ло­гич. со­стоя­ния («З. Райх в ро­ли Мар­га­ри­ты Го­тье», ак­ва­рель, гу­ашь, 1934, ГТГ; «Т. Са­мой­ло­ва в ро­ли Ан­ны Ка­ре­ни­ной», 1966). Ав­тор мно­го­числ. на­тюр­мор­тов (се­рии «Ве­щи ка­ж­до­го дня», 1959, «Ста­рые и но­вые ве­щи», 1967, и др.). За­ни­мал­ся так­же книж­ной и стан­ко­вой гра­фи­кой («Ху­дож­ни­ки в мас­тер­ской. А. Д. Гон­ча­ров и Ю. И. Пи­ме­нов», тушь, гу­ашь, 1928, ГТГ), пла­ка­том. С 1930-х гг. ра­бо­тал как те­ат­раль­ный ху­дож­ник («За тех, кто в мо­ре» Б. А. Лав­ре­нё­ва, 1947, Ма­лый те­атр; «Степь ши­ро­кая» Н. Г. Вин­ни­ко­ва, 1949, ЦТСА); ху­дож­ник ф. «Ку­бан­ские ка­за­ки» (1950). По­сле вой­ны, во вре­мя мно­го­числ. пу­те­ше­ст­вий по СССР и за­ру­беж­ным стра­нам (Гре­ция, Ин­дия, Япо­ния, Ис­па­ния и др.), соз­да­вал за­ри­сов­ки. Пре­по­да­вал во ВГИКе (1945–72, проф. с 1947). Ле­нин­ская пр. (1967), Гос. пр. СССР (1947, 1950). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Год пу­те­ше­ст­вий: [Пу­те­вые за­мет­ки ху­дож­ни­ка]. М., 1960; Ис­кус­ст­во жиз­ни или «ис­кус­ст­во ни­че­го». 2-е изд. М., 1964; Не­обык­но­вен­ность обык­но­вен­но­го. М., 1964.

Лит.: Бес­кин О. М. Ю. Пи­ме­нов. М., 1960; Ло­ги­но­ва Е. Б. Ю. Пи­ме­нов. М., 1970; Тэсс Т. Н. Пу­те­ше­ст­вие без спут­ни­ков. М., 1974; Ки­рил­ло­ва Г. С. Ю. Пи­ме­нов. М., 1980; Си­до­ров А. Ю. Ю. И. Пи­ме­нов: (Аль­бом). М., 1986; Ка­мен­ский А. А. Ро­ман­ти­че­ский мон­таж. М., 1989.

Вернуться к началу