Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛИР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 303

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Цыпин

КЛИР (от греч. ϰλῆρος, букв.  жре­бий), в хри­сти­ан­ских церк­вах со­во­куп­ность лиц, имею­щих по­свя­ще­ние (ру­ко­по­ло­же­ние). Упо­треб­ле­ние сло­ва «К.» в цер­ков­ной сре­де вос­хо­дит к из­бра­нию Мат­фея на апо­столь­ское слу­же­ние по­сред­ст­вом жре­бия (Де­ян. 1:23–26). По­ня­тию К. близ­ко по­ня­тие ду­хо­вен­ст­ва, ко­то­рое, од­на­ко, час­то трак­ту­ет­ся рас­ши­ри­тель­но: им обо­зна­ча­ют в т. ч. и лиц, ис­пол­няю­щих низ­шие цер­ков­ные долж­но­сти (напр., чте­цы), но не имею­щих ру­ко­по­ло­же­ний. В РПЦ в си­но­даль­ный пе­ри­од та­кие ли­ца на­зы­ва­лись при­чет­ни­ка­ми, т. е. «при­чтён­ны­ми к кли­ру» (см. Причт). В Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви впол­не офи­ци­аль­но, а в пра­во­слав­ных церк­вах в не­стро­гом сло­во­упот­реб­ле­нии ду­хов­ные ли­ца выс­шей сте­пе­ни по­свя­ще­ния (епи­ско­пы) не вклю­ча­ют­ся в чис­ло кли­ри­ков.

С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии К. счи­та­ет­ся ду­хо­вен­ст­во, со­хра­няю­щее апо­столь­ское пре­ем­ст­во ру­ко­по­ло­же­ний,  ду­хо­вен­ст­во всех пра­во­слав­ных церк­вей, Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, ста­ро­ка­то­ли­ков, Вос­точ­ных не­хал­ки­дон­ских церк­вей, час­тич­но Анг­ли­кан­ской церк­ви и др. При этом док­три­ны раз­ных церк­вей в трак­тов­ке апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва рас­хо­дят­ся.

В 4 в., по­сле Ми­лан­ско­го эдик­та, К. по­лу­чил не­ко­то­рые гражд. при­ви­ле­гии, в ср.-век. об­ще­ст­вах он пред­став­лял со­бой при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие, од­на­ко в Но­вое вре­мя б. ч. при­ви­ле­гий бы­ла ут­ра­че­на. Как на За­па­де, так и на Вос­то­ке зна­ком при­над­леж­но­сти к К. был, в ча­ст­но­сти, оп­ре­де­лён­ный спо­соб вы­стри­га­ния во­лос на го­ло­ве, на За­па­де эта тра­ди­ция за­кре­пи­лась в ви­де но­ше­ния тон­зу­ры.

Вернуться к началу