МИЛА́НСКИЙ ЭДИ́КТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛА́НСКИЙ ЭДИ́КТ, используемое в историографии название решения императоров Константина Великого и Лициния, принятого ими на встрече в Медиолане (ныне Милан) в февр. 313, о введении в Рим. империи свободного исповедания всех религий. В первую очередь это решение касалось христианства, ранее уже легализованного по эдикту имп. Галерия от 30.4.311. Решение Константина и Лициния окончательно снимало ограничения на отправление христианского богослужения. Сообщество (corpus) христиан получало право на безвозмездную реституцию недвижимости, изъятой во время гонений; компенсацию прежним владельцам брало на себя государство.
В науке ведутся споры о том, в каком виде было оформлено решение императоров. До нас дошло 2 документа, ни один из которых не является эдиктом, изданным в Милане: Лактанций в соч. «О смерти гонителей» (48) приводит оригинальный лат. текст эдикта Лициния, опубликованного в Никомидии в июне 313; греч. версия того же текста (с преамбулой и незначит. вариациями) приложена без каких-либо пояснений к «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (X. 5). Долгое время М. э. считался началом новой эпохи в истории христианства, но ныне его значение признаётся более скромным. С ним не связано ни прекращение гонений, ни легализация христианства (то и другое произошло в 311), ни получение им к.-л. преимуществ над др. религиями. Гл. значение акта состоит в офиц. признании христианских общин (церквей) в качестве юридич. лиц, а также в декларации религ. свободы как условия обществ. благополучия.