Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИЛА́НСКИЙ ЭДИ́КТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 301-302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Кузенков

МИЛА́НСКИЙ ЭДИ́КТ, ис­поль­зуе­мое в ис­то­рио­гра­фии на­зва­ние ре­ше­ния им­пе­ра­то­ров Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го и Ли­ци­ния, при­ня­то­го ими на встре­че в Ме­дио­ла­не (ны­не Ми­лан) в февр. 313, о вве­де­нии в Рим. им­пе­рии сво­бод­но­го ис­по­ве­да­ния всех ре­ли­гий. В пер­вую оче­редь это ре­ше­ние ка­са­лось хри­сти­ан­ст­ва, ра­нее уже ле­га­ли­зо­ван­но­го по эдик­ту имп. Га­ле­рия от 30.4.311. Ре­ше­ние Кон­стан­ти­на и Ли­ци­ния окон­ча­тель­но сни­ма­ло ог­ра­ни­че­ния на от­прав­ле­ние хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния. Со­об­ще­ст­во (corpus) хри­сти­ан по­лу­ча­ло пра­во на без­воз­мезд­ную рес­ти­ту­цию не­дви­жи­мо­сти, изъ­я­той во вре­мя го­не­ний; ком­пен­са­цию преж­ним вла­дель­цам бра­ло на се­бя го­су­дар­ст­во.

В нау­ке ве­дут­ся спо­ры о том, в ка­ком ви­де бы­ло оформ­ле­но ре­ше­ние им­пе­ра­то­ров. До нас дош­ло 2 до­ку­мен­та, ни один из ко­то­рых не яв­ля­ет­ся эдик­том, из­дан­ным в Ми­ла­не: Лак­тан­ций в соч. «О смер­ти гонителей» (48) при­во­дит ори­ги­наль­ный лат. текст эдик­та Ли­ци­ния, опуб­ли­ко­ван­но­го в Ни­ко­ми­дии в ию­не 313; греч. вер­сия то­го же тек­ста (с пре­ам­бу­лой и не­зна­чит. ва­риа­ция­ми) при­ло­же­на без ка­ких-ли­бо по­яс­не­ний к «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го (X. 5). Дол­гое вре­мя М. э. счи­тал­ся на­ча­лом но­вой эпо­хи в ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва, но ны­не его зна­че­ние при­зна­ёт­ся бо­лее скром­ным. С ним не свя­за­но ни пре­кра­ще­ние го­не­ний, ни ле­га­ли­за­ция хри­сти­ан­ст­ва (то и дру­гое про­изош­ло в 311), ни по­лу­че­ние им к.-л. пре­иму­ществ над др. ре­ли­гия­ми. Гл. зна­че­ние ак­та со­сто­ит в офиц. при­зна­нии хри­сти­ан­ских об­щин (церк­вей) в ка­че­ст­ве юри­дич. лиц, а так­же в дек­ла­ра­ции ре­лиг. сво­бо­ды как ус­ло­вия об­ществ. бла­го­по­лу­чия.

Лит.: Christensen T. The so-called Edict of Mi­lan // Classica et mediaevalia. Cph., 1984. Vol. 35; Ка­за­ков М. М. Хри­стиа­ни­за­ция Рим­ской им­пе­рии в IV в. Смо­ленск, 2002; Brandt H. Konstantin der Grosse, der erste chris­tliche Kaiser: eine Biographie. Münch., 2006.

Вернуться к началу