Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛО́ССА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 251

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Д. Федосеева

ГЛО́ССА (греч. γλῶσσα – язык, речь), 1) пе­ре­вод или тол­ко­ва­ние не­по­нят­но­го, ус­та­рев­ше­го, диа­лект­но­го сло­ва или вы­ра­же­ния, на­пи­сан­ные над или под ним (ин­тер­ли­не­ар­ная Г.) ли­бо на по­лях ру­ко­пи­си или кни­ги (мар­ги­наль­ная Г.).

Вна­ча­ле Г. на­зы­ва­лось са­мо не­по­нят­ное сло­во или вы­ра­же­ние. Впер­вые Г. ста­ли при­ме­нять­ся у гре­ков при изу­че­нии по­эзии Го­ме­ра, в даль­ней­шем – при тол­ко­ва­нии отд. мест Биб­лии, а так­же юри­дич. тек­стов. С 6–8 вв. из­вест­ны лат. Г., впо­след­ст­вии на­ря­ду с ни­ми по­яв­лялись герм., ром. и кельт. тол­ко­ва­ния. Они час­то ока­зы­ва­лись са­мы­ми древ­ни­ми письм. па­мят­ни­ка­ми со­от­вет­ст­вую­щих язы­ков. Г. мог­ли быть двой­ны­ми и трой­ны­ми. Сло­ва­ри Г. име­но­ва­лись глос­са­рия­ми.

2) Фор­ма в исп. по­эзии 15–17 вв. Со­сто­ит из сти­хотв. эпи­гра­фа (cabeza – букв. «го­ло­ва»; один или неск. сти­хов, ча­ще все­го чет­ве­ро­сти­шие, не­ред­ко за­им­ст­во­ван­ные из к.-л. из­вест­но­го сти­хо­тво­ре­ния) и строф (обыч­но де­цим), варь­и­рую­щих и ком­мен­ти­рую­щих за­дан­ную в эпи­гра­фе те­му (лю­бов­ную, позд­нее так­же ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую); при этом ка­ж­дая стро­фа Г. вклю­ча­ет по од­но­му сти­ху из эпи­гра­фа. Г. пи­са­ли Ф. де Ке­ве­до-и-Виль­е­гас, В. Эс­пи­нель и др.; при­мер Г. дан М. де Сер­ван­те­сом в ро­ма­не «Дон Ки­хот» (2-я часть, гл. XVIII). К фор­ме Г. об­ра­ща­лись нем. ро­ман­ти­ки (Й. фон Эй­хен­дорф, Л. Уланд и др.), в рус. по­эзии – В. Я. Брю­сов («Пар­ки ба­бье ле­пе­та­нье…» – Г. на чет­ве­ро­сти­шие, взя­тое из «Сти­хов, со­чи­нён­ных но­чью во вре­мя бес­сон­ни­цы» А. С. Пуш­ки­на).

Вернуться к началу