Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ II(III)

Авторы: А. В. Лаушкин

КИРИ́ЛЛ II(III) (? – 7.12.1280, Пе­ре­яс­лавль, ны­не Пе­ре­славль-За­лес­ский), ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си. О жиз­ни К. II(III) до на­ре­че­ния в ми­тро­по­ли­ты ни­че­го не из­вест­но; вы­ска­зы­вав­шая­ся не­ко­то­ры­ми учё­ны­ми ги­по­те­за о то­ж­де­ст­ве К. II(III) с упо­мя­ну­тым в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си под 1241 од­но­им. пе­чат­ни­ком (канц­ле­ром) пра­ви­те­ля Га­лиц­ко-Во­лын­ско­го кня­же­ст­ва кн. Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча не­до­ста­точ­но ар­гу­мен­ти­ро­ва­на. Кос­вен­ные дан­ные по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что по про­ис­хо­ж­де­нию К. II(III) был рус­ским. Ве­ро­ят­нее все­го, его на­ре­че­ние в ми­тро­по­ли­ты про­изош­ло вско­ре по­сле мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, не позд­нее 1242. Че­рез неск. лет по ини­циа­ти­ве кн. Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча он со­вер­шил по­езд­ку в Ни­кею (ме­ж­ду 1246 и 1250), где то­гда на­хо­ди­лась ре­зи­ден­ция пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ма­нуи­ла II, ко­то­рый офи­ци­аль­но ру­ко­по­ло­жил его в ми­тро­по­ли­ты. По со­хра­нив­шим­ся све­де­ниям, это был пер­вый пре­це­дент, ко­гда пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский со­гла­сил­ся на за­ме­ще­ние рус. ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ры уро­жен­цем Ру­си. Рас­хо­ж­де­ние в обо­зна­че­нии К. (II или III) свя­за­но с тем, что у не­го был, воз­мож­но, не один пред­ше­ст­вен­ник с име­нем Ки­рилл (ми­тро­по­лит Ки­ев­ский в 1224/25–33), а два – име­ет­ся в ви­ду упо­ми­наю­щий­ся толь­ко в позд­них ис­точ­ни­ках (не ра­нее 16 в.) ми­тро­по­лит Ки­ев­ский сер. 11 в.

Пас­тыр­ская дея­тель­ность К. II(III) бы­ла ак­тив­ной и раз­но­об­раз­ной. Оце­ни­вая на­чав­шее­ся мон­го­ло-та­тар­ское иго и ра­зо­ре­ние рус. зе­мель как Бо­жье на­ка­за­ние за гре­хи, К. II(III) стре­мил­ся к ду­хов­но­му оз­до­ров­ле­нию сво­ей па­ст­вы. Он со­вер­шал час­тые и про­дол­жи­тель­ные по­езд­ки по стра­не, вни­кая в де­ла епар­хий и за­бо­тясь об ис­ко­ре­не­нии изъ­я­нов в цер­ков­ной жиз­ни. На­ря­ду с Кие­вом К. II(III) сде­лал сво­ей ре­зи­ден­ци­ей так­же Вла­ди­мир, где про­жил неск. лет, под­го­то­вив тем са­мым поч­ву для фак­тич. пе­ре­ме­ще­ния цен­тра об­ще­рус­ской ми­тро­по­лии в этот го­род при митр. Мак­си­ме. С со­гла­сия ха­на Бер­ке К. II(III) уч­ре­дил в 1261 осо­бую Са­рай­скую епар­хию, ко­то­рая за­бо­ти­лась о рус­ских, ока­зав­ших­ся на тер­ри­то­рии Зо­ло­той Ор­ды, а так­же ве­ла мис­сио­нер­скую дея­тель­ность сре­ди степ­ня­ков. Из­вес­тен яр­лык ха­на Мен­гу-Ти­му­ра, вы­дан­ный К. II(III) 10.8.1267, ко­то­рым свя­щен­ни­ки и мо­на­хи Рус. пра­во­слав­ной церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от на­ло­гов. В 1273 или 1274 по ини­циа­ти­ве К. II(III) со­сто­ял­ся цер­ков­ный со­бор, осу­див­ший наи­бо­лее тяж­кие не­строе­ния в сре­де рус. ду­хо­вен­ст­ва (си­мо­нию, на­ру­ше­ния в по­ряд­ке бо­го­слу­же­ний, пьян­ст­во и пр.). Боль­шое вни­ма­ние К. II(III) уде­лял на­ве­де­нию по­ряд­ка в сфе­ре цер­ков­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва (ка­но­нич. пра­ва). По его за­про­су из Бол­га­рии бы­ла при­ве­зе­на ру­ко­пись Серб­ско­го но­мо­ка­но­на, со­дер­жав­шая по срав­не­нию со сбор­ни­ка­ми, бы­то­вав­ши­ми на Ру­си до то­го, бо­лее яс­ное и снаб­жён­ное ком­мен­та­рия­ми из­ло­же­ние ка­но­нич. пра­вил. Позд­нее, вероятно под рук. К. II(III), был соз­дан но­вый ка­но­нич. сбор­ник, спе­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ный на рус. реа­лии, – рус. ре­дак­ция Корм­чей кни­ги, ко­то­рая бла­го­да­ря сво­ей чёт­ко­сти и пол­но­те бы­ст­ро ра­зо­шлась в спи­сках и за­тем ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лась на про­тя­же­нии не­сколь­ких сто­ле­тий. По за­да­нию К. II(III) раз­ре­ше­ни­ем не­ко­то­рых ка­но­нич. труд­но­стей за­ни­мал­ся еп. Са­рай­ский Фео­гност во вре­мя сво­ей по­езд­ки в 1276 ко дво­ру пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ио­ан­на XI Век­ка.

К. II(III) иг­рал за­мет­ную роль в по­ли­тич. жиз­ни рус. кня­жеств. От­ме­чен­ное в ис­точ­ни­ках его со­труд­ни­че­ст­во с кн. Да­нии­лом Ро­ма­но­ви­чем [в ча­ст­но­сти, К. II(III) вы­пол­нял не­ко­то­рые ди­пло­ма­тич. по­ру­че­ния кня­зя] пре­рва­лось в нач. 1250-х гг., в пе­ри­од ак­тив­ных кон­так­тов Да­нии­ла Ро­ма­но­ви­ча с Рим­ской ку­ри­ей, увен­чав­ших­ся в 1253 его ко­ро­на­ци­ей из рук па­пы Рим­ско­го Ин­но­кен­тия IV и фак­тич. вве­де­ни­ем в Га­лиц­ко-Во­лын­ском кн-ве цер­ков­ной унии (не позд­нее 1256 уп­разд­не­на). В это же вре­мя про­изош­ло сбли­же­ние К. II(III) с кн. Алек­сан­дром Яро­сла­ви­чем Нев­ским. К. II(III) уча­ст­во­вал в его воз­ве­де­нии на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в 1252, а на по­хо­ро­нах кня­зя в 1263 про­из­нёс став­шие зна­ме­ни­ты­ми сло­ва: «Ча­да моя, ра­зу­меи­те, уже заи­де солн­це зем­ли Суз­даль­ской!» По всей ви­ди­мо­сти, К. II(III) не толь­ко под­дер­жи­вал по­ли­ти­ку Алек­сан­д­ра Яро­сла­ви­ча, на­прав­лен­ную на ре­ши­тель­ное пре­се­че­ние во­ен. и по­ли­тич. экс­пан­сии ка­то­лич. За­па­да и од­но­вре­мен­ное на­ла­жи­ва­ние мир­ных от­но­ше­ний с Зо­ло­той Ор­дой (ус­пеш­ная вой­на с ко­то­рой бы­ла тог­да ещё не­воз­мож­на), но и уча­ст­во­вал в идео­ло­гич. обос­но­ва­нии та­ко­го по­ли­тич. кур­са, по­зво­лив­ше­го со­хра­нить куль­тур­но-кон­фес­сио­наль­ную иден­тич­ность на­се­ле­ния Ру­си и под­го­то­вить ус­ло­вия для бу­ду­щей борь­бы за не­за­ви­си­мость.

К. II(III) при­над­ле­жит по­сла­ние в Нов­го­род, при­зы­ваю­щее нов­го­род­цев при­ми­рить­ся с кн. Яро­сла­вом Яро­сла­ви­чем (ок. 1270), и из­ло­же­ние ито­гов упо­мя­ну­то­го цер­ков­но­го со­бо­ра 1273 или 1274 – «Пра­ви­ло Күрила, ми­тро­по­ли­та Русь­ка­го». Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли при­пи­сы­ва­ют К. II(III) на­став­ле­ние, ад­ре­со­ван­ное при­ход­ско­му ду­хо­вен­ст­ву («По­уче­ние к по­пóм»). Кро­ме то­го, весь­ма ве­ро­ят­ной яв­ля­ет­ся при­ча­ст­ность К. II(III) к ле­то­пис­ной ра­бо­те (см. в ст. Ипать­ев­ская ле­то­пись) и к соз­да­нию «По­вес­ти о жи­тии» вел. кн. Алек­сан­д­ра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го.

По­хо­ро­нен в Со­фий­ском со­бо­ре Кие­ва.

Соч.: Пра­ви­ло Кю­ри­ла, ми­тро­по­ли­та Роусь­ка­го // Рус­ская ис­то­ри­че­ская биб­лио­те­ка. СПб., 1880. Т. 6; [По­сла­ние ми­тро­по­ли­та Ки­рил­ла к нов­го­род­цам] // Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 2000. Т. 3. С. 89, 321; М., 2000. Т. 10. С. 149.

Лит.: Ща­пов Я. Н. Ви­зан­тий­ское и юж­но­сла­вян­ское пра­во­вое на­сле­дие на Ру­си в XI– XIII вв. М., 1978; Ма­ка­рий (Бул­га­ков), ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и Ко­ло­мен­ский. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. М., 1995. Кн. 3; Го­лу­бин­ский Е. Е. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. М., 1997. Т. 2. [Ч. 1]; Ла­уш­кин А. В. Ми­тро­по­лит Ки­рилл II и ос­мыс­ле­ние ор­дын­ско­го ига во вто­рой по­ло­ви­не XIII в. // Бо­го­слов­ский сбор­ник. М., 2002. Вып. 10; Гри­горь­ев А. П. Сбор­ник хан­ских яр­лы­ков рус­ским ми­тро­по­ли­там. СПб., 2004.

Вернуться к началу