ИО́СИФ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИО́СИФ [не ранее 1550-х гг., Владимир-на-Клязьме – 15(25).4.1652, Москва], патриарх Московский и всея Руси (1642–1652). С 1639 архимандрит моск. Симонова мон. В марте 1642 избран на патриарший престол с титулом «Великий Господин». Большое значение придавал строгому исполнению церковных уставов и распоряжений как духовенством, так и мирянами. Вступив на патриаршую кафедру, обратился к пастве с поучением, содержащим три частных послания. В первом – «Поучение великаго господина святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго и всея Великия Русии, архиереом и священноиноком, и мирским иереом, и всему священному чину» – патриарх И. обращается к духовенству с призывом послушания церковным властям. Второе послание – «Поучение христолюбивым князем и судиям и всем православным христианом» – порицает современников за их нечестие и убеждает их в необходимости исправления своей жизни. Третье послание патриарха И. – «Посем еще паки рцем к чистителем иереом христианскаго народачем» – содержит наставления канонич. характера. В 1644 участвовал в полемике о вере с лютеранами, обусловленной предполагаемым браком царевны Ирины Михайловны (1627–79) с дат. принцем Вольдемаром [сын дат. короля Кристиана IV (1577–1648)]. Выступал против возглавляемого царским духовником протопопом Стефаном Вонифатьевым кружка «боголюбцев», безуспешно борясь с введением в рус. Церкви «единогласия» (единогласного церковного пения и чтения). В 1649 созвал церковный собор, участники которого осудили «единогласие». Однако царь Алексей Михайлович не утвердил данного соборного определения. Вынужден был допустить создание в 1649 Монастырского приказа, ущемившего патриаршие права. В 1651 на соборе по вопросу воссоединения Украины с Россией выступил с поддержкой объединит. планов.
По некоторым данным, при И. было издано ок. 36 новых церковно-образовательных книг. В 1648 вышла в свет «Грамматика славянская» Мелетия (Смотрицкого). Кроме того, были напечатаны творения мн. отцов Церкви, сб-ки полемическо-апологетич. содержания («Соборник о чести св. икон и о поклонении», «Кириллова книга»), направленные против учения католиков и протестантов. В 1649 был подготовлен к печати «в научение детям» «Краткий катехизис» митр. Петра Могилы. При И. моск. «справщики» совм. с киевскими монахами Арсением Сатановским и Епифанием Славинецким начали сличение богослужебных книг рус. письма с греч. богослужебными текстами.
В годы патриаршества И. были открыты мощи преподобных Саввы Звенигородского, Александра Свирского и благоверного кн. Георгия Всеволодовича, благоверной кн. Анны Кашинской; перенесены в кремлёвский Успенский собор мощи патриархов Иова, Гермогена и митр. Филиппа. Погребён И. в Успенском соборе Московского Кремля.