Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КИРИ́ЛЛОВА КНИ́ГА»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 26

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Опарина

«КИРИ́ЛЛОВА КНИ́ГА», ре­лиг. по­ле­мич. сбор­ник (за­гла­вие – по назв. 1-й час­ти: «Ка­за­нье свя­то­го Ки­рил­ла, па­три­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го»), опуб­ли­ко­ван­ный в 1644 на Мо­с­ков­ском пе­чат­ном дво­ре. Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант кни­ги был со­став­лен в 1620-е гг. из ан­ти­ка­то­ли­че­ских, ан­ти­уни­ат­ских, ан­ти­про­тес­тант­ских, ан­ти­ар­мян­ских со­чи­не­ний ук­ра­ин­ско-бе­ло­рус., ви­зант. и рус. ав­то­ров. Эта ком­пи­ля­ция на­зы­ва­лась «Про­све­ти­тель Ли­тов­ский» или «Из­ло­же­ние о ве­ре» и ис­поль­зо­ва­лась для ка­те­хи­за­ции но­во­об­ра­щён­ных ино­слав­ных. По­во­дом к пуб­ли­ка­ции ста­ла под­го­тов­ка к бо­го­слов­ско­му дис­пу­ту (янв. 1644 – авг. 1645) в свя­зи с пред­по­ла­гае­мым бра­ком дат. ко­ро­ле­ви­ча Валь­де­ма­ра с ца­рев­ной Ири­ной Ми­хай­лов­ной. По­сле пуб­ли­ка­ции «К. к.» ста­ла ча­стью рус. ду­хов­ной жиз­ни, ак­тив­но ци­ти­ро­ва­лась в по­ле­мич. со­чи­не­ни­ях. Эк­зем­п­ля­ры «К. к.» бы­ли до­с­тав­ле­ны митр. Ки­ев­ско­му Пет­ру Мо­ги­ле, а лат. пе­ре­вод был на­прав­лен Ю. Кри­жа­ни­чем в Ва­ти­кан. В 17 в. на Ру­си на «К. к.» ссы­ла­лись для до­ка­за­тель­ст­ва пре­иму­ще­ст­ва рус. цер­ков­ной тра­ди­ции по срав­не­нию с гре­че­ской. На Афо­не эк­зем­п­ляр «К. к.» в 1649 был со­жжён. Бла­го­да­ря под­бор­ке ста­тей в за­щи­ту дву­пер­стия, а так­же эс­ха­то­ло­гич. про­ро­че­ст­вам «К. к.» ста­ла од­ним из гл. ав­то­ри­те­тов ста­ро­об­рядч. книж­но­сти. Она бы­ла пе­ре­из­да­на в Грод­но (1786, 1791) и в Моск. еди­но­вер­че­ской ти­по­гра­фии (1900).

Лит.: Ли­лов А. О так на­зы­вае­мой Ки­рил­ло­вой кни­ге. Ка­зань, 1858; Го­луб­цов А. П. Пре­ния о ве­ре, вы­зван­ные де­лом ко­ро­ле­ви­ча Валь­де­ма­ра и ца­рев­ны Ири­ны Ми­хай­лов­ны. М., 1888; Цве­та­ев Д. Про­тес­тан­ты и про­тес­тант­ст­во в Рос­сии до эпо­хи пре­об­ра­зо­ва­ний. M., 1890; Кап­те­рев Н. Ф. Пат­ри­арх Ни­кон и его про­тив­ни­ки в де­ле ис­прав­ле­ния цер­ков­ных об­ря­дов. 2-е изд. Сер­ги­ев По­сад, 1913; Niess H. Kirche in Rußland zwischen Tradition und Glaube? Gött., 1977; Rothe H. Zur Kiever Literatur in Moskau. II // Slavistische Studien zum IX Internationalen Kon­greß in Kiev, 1983. Köln; W., 1983; Но­вые ма­те­риа­лы для опи­са­ний из­да­ний Мо­с­ков­ско­го пе­чат­но­го дво­ра: Пер­вая по­ло­ви­на XVII в. М., 1986. С. 47–48; Опа­ри­на Т. А. Иван На­сед­ка и по­ле­ми­че­ское бо­го­сло­вие ки­ев­ской ми­тро­по­лии. Но­во­сиб., 1998.

Вернуться к началу