МЕЛЕ́ТИЙ СМОТРИЦКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЛЕ́ТИЙ (Максим Герасимович) Смотрицкий [ок. 1577 или 1579, с. Смотрич (ныне Хмельницкая обл., Украина) – 27.12.1633, с. Дермань, Дерманский мон. (ныне Ровненская обл., там же)], церковный и обществ. деятель Юго-Зап. Руси, писатель, филолог.
Сын ректора православной Острожской школы, в которой Максим получил начальное образование (его учителем был Кирилл Лукарис). Окончил Виленскую иезуитскую академию (1600); изучал философию, теологию, филологию в протестантских ун-тах Бреслау (ныне Вроцлав), Нюрнберга, Лейпцига, Виттенберга (1605–08). Будучи членом православного братства при Свято-Духовом мон. в г. Вильно, в 1610, после разгрома приверженцами униатства православных святынь в Вильно, под псевд. Феофил Орфолог выпустил трактат «Фринос, или Плач единой святой соборной апостольской восточной церкви» («Θρηνος, to jest Lament jedynej sw. powszechnej apostolskiey wschodniey cerkwie», 1610; тираж был почти полностью уничтожен по распоряжению польск. короля Сигизмунда III). Трактат, являющийся ярким образцом стиля рус. юго-зап. барокко, обращён к «детям-отступникам» – униатскому духовенству и «руським княжатам», предавшим веру и традиции отцов. Книга быстро получила широкую известность и вызвала ответную реакцию со стороны католиков и униатов (П. Скарги, И. Мороховского и др.). В 1618 или 1619 принял монашеский постриг с именем Мелетий. В 1620 патриархом Иерусалимским Феофаном IV (1608–44) М. был рукоположен в епископы с возведением в сан архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского. М. возглавил также Виленское православное братство при Свято-Духовом монастыре. Вёл полемику с римокатоликами и униатами: памфлеты «Оправдание невинности» («Verificatia niewinności»), «Защита "Оправдания"» («Obrona Verificatiey», оба 1621); одновременно искал пути преодоления разделений, причину которых усматривал не только во внешних факторах, но и в институц. кризисе внутри Западнорусской митрополии. Возможно, был также автором прошения о легализации православной Церкви «Подтверждение невинности» («Ivstificacia niewinności», нач. 1623), поданного от имени митр. Киевского Иова (Борецкого) королю Сигизмунду III.
В 1623 М., разделяя популярную в нач. 1620-х гг. в православной среде идею заключения новой унии на более мягких условиях, составил катехизис, который мог бы стать основанием подобного объединения. Однако после убийства униатского архиеп. Полоцкого Иосафата Кунцевича М., объявленный организатором убийства, вынужден был покинуть страну; посетил в 1623–25 Константинополь и Святую землю. По возвращении стал настоятелем Дерманского мон. 6.6.1627 М. тайно принял унию. В 1628 он издал сочинение, пропагандирующее унию: «Апология путешествия на Восток» («Apologia peregrinatiey do kraiow Wschodnich», 1828), которая была предана проклятию на православном церковном соборе в Киеве в авг. 1628. М. был вынужден зачитать акт отречения от книги. Через некоторое время издал кн. «Протест против собора» («Protestatia przeciwko soborowi...», 1628), где отказался от своего отречения. В 1629 выпустил «Паренезис» («Paraenesis») – открытое письмо Виленскому братству, в котором признался в своём переходе в унию и дал этому разъяснения, и «Экзетезис» («Exethesis») – ответ на критику «Апологии...». 5.6.1631 папа Римский Урбан VIII (1623–44) назначил М. титулярным архиеп. Иераполитанским.
Осн. лингвистич. труд М. – первая научно систематизир. грамматика церковнославянского яз. («Грамматiки Славенскiя правилное синтагма», 1619). Она неоднократно переиздавалась в разных местах и до сер. 18 в. оставалась единственным в своём роде учебным пособием на Украине, в Белоруссии и России; была популярна и в др. слав. странах. Хотя учебник во многом составлен под влиянием сложившейся античной традиции (напр., по греч. образцу грамматика делится на орфографию, этимологию, синтаксис и просодию, выделяются 8 частей речи), автор значительно отошёл от неё в толковании фактов языка, более самостоятельно объясняя образование и употребление форм и употребление синтаксич. конструкций, учитывал явления живого языка. В книге достаточно подробно излагались сведения о звуковом и грамматич. строе церковнославянского яз.; так, М. указал на отсутствие звукового значения у букв «ъ» и «ь», на двоякое произношение «г»; на несвойственность слав. именам члена (артикля); на два, а не четыре слав. спряжения; установил систему падежей слав. языков, отметил наличие предложного («сказительного») падежа, помимо других пяти; выделил 5 залогов, категорию переходности-непереходности, разряд деепричастий, которые уже сложились к 17 в.; дал (хотя и не совсем точное) определение вида глагола. Включил в грамматич. описание множество примеров, облегчавших усвоение материала. М. ввёл ряд грамматич. терминов, напр. «буква», «слог», «междометие», «деепричастие». Московское переиздание грамматики М. (1648) оказало влияние на лингвистич. программу книжной справы 17 в., приведшей к церковному расколу (см. Старообрядчество). На основе «Грамматики» М. и в духе его взглядов создавались новые учебные пособия, она оказала сильное влияние на характер первых рус. учебников, букварей, азбуковников, учитывалась авторами ряда последующих слав. грамматик, изданных за границей. Книгу высоко оценил М. В. Ломоносов, назвавший её, наряду с арифметикой Л. Ф. Магницкого, «вратами учёности».