КИРИ́ЛЛ ЛУ́КАРИС
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРИ́ЛЛ ЛУ́КАРИС (греч. Κύριλλος ὁ Λούϰαρις; мирское имя Константин) (13.11.1570 или 1572, Кандия, о. Крит – 1638, близ Сан-Стефано, к западу от Константинополя), патриарх Александрийский (1601–20), затем Константинопольский (1620–23, 1623–33, 1633–34, 1634–35, 1637–38).
Родился в греч. семье, проживавшей на Крите. В 12-летнем возрасте был отдан в школу при греч. церкви в Венеции; через 4 года вернулся на Крит. В 1589 зачислен в Падуанский ун-т, окончил в 1592. В ун-те изучал диалектику, метафизику, этику, др.-греч., лат. и итал. языки. С одобрения патриарха Александрийского Мелетия Пигаса (дяди К. Л.) в кон. 1595 Константин принял монашеский постриг с именем Кирилла и диаконскую и иерейскую хиротонии. В 1596–1598 и в 1601 представлял патриарха Мелетия в Польше в связи с заключением Брестской унии 1596. Жёсткие меры против представителей православного духовенства, отказавшихся примкнуть к униатской церкви, вызвали переход многих из них в католичество. Считая причиной этого невежество и осознавая, что необходимо повысить уровень образования духовенства, К. Л. основал школу во Львове и преобразовал школу в Вильне. В Вильне К. Л. обсуждал с лютеранскими богословами возможность взаимного общения и объединения Церквей.
13 сент. 1601, после смерти Мелетия Пигаса, Александрийский синод избрал К. Л. патриархом. Активная деятельность К. Л. касалась финансов патриархата, реформирования школы и др. В 1612 был избран патриархом Константинопольским, но, поскольку он отказался платить традиц. мзду Порте за утверждение, был заменён Тимофеем, епископом Мармары, который обвинял К. Л. в лютеранстве. Осенью 1620 патриарх Тимофей умер, К. Л. был единогласно избран на патриарший престол и уплатил требуемую Портой сумму. Он продолжил образовательную политику: реформировал патриаршую академию, создал типографию, в которой печатались антилатинские богословские сочинения, организовал перевод Нового Завета на новогреческий, посылал учеников для получения образования в Англию, Голландию и Германию. Переписка К. Л. обнаруживает его сочувствие к протестантскому учению. В письме от 1618 к Антонио де Доминису, быв. католич. архиепископу, перешедшему в протестантизм, К. Л. утверждал, что реформатское учение более соответствует Священному Писанию, чем доктрины греч. и лат. Церквей.
В марте 1629 в Женеве под именем К. Л. на лат. яз. вышло «Исповедание веры». В том же году оно было переведено на европ. языки. Осн. источниками для К. Л. послужили реформатские исповедания веры: «Institutio christianae religionis» (1536) Ж. Кальвина и «Confessio belgica» (1561). Греч. текст «Исповедания...» с дополнениями был напечатан параллельно с латинским в Женеве в 1633. Против «Исповедания...» выступили мн. православные и униатские греч. богословы. Оно обсуждалось Поместными соборами – Константинопольскими 1638, 1642, 1672; Иерусалимским 1672. Иерусалимским собором было подтверждено осуждение «Исповедания...», но вместе с тем было заявлено, что оно не принадлежит К. Л., и с него были сняты обвинения в кальвинизме (из писем К. Л. ясно, что автором был он).
К. Л. был обвинён в том, что казаки захватили г. Азов по его внушению с тем, чтобы впоследствии осадить Константинополь и поднять греков против турок. По повелению тур. султана Мурада IV К. Л. был задушен, тело его брошено в море; впоследствии найдено православными и захоронено на о. Св. Андрея, в 1639 – помещено в мон. Панагия Камариотисса на о. Халки.