Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ ЛУ́КАРИС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 21

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Бернацкий

КИРИ́ЛЛ ЛУ́КАРИС (греч. Κύριλλος Λούϰαρις; мир­ское имя Кон­стан­тин) (13.11.1570 или 1572, Кан­дия, о. Крит – 1638, близ Сан-Сте­фа­но, к за­па­ду от Кон­стан­ти­но­по­ля), пат­ри­арх Алек­сан­д­рий­ский (1601–20), за­тем Кон­стан­ти­но­поль­ский (1620–23, 1623–33, 1633–34, 1634–35, 1637–38).

Ро­дил­ся в греч. се­мье, про­жи­вав­шей на Кри­те. В 12-лет­нем воз­рас­те был от­дан в шко­лу при греч. церк­ви в Ве­не­ции; че­рез 4 го­да вер­нул­ся на Крит. В 1589 за­чис­лен в Па­ду­ан­ский ун-т, окон­чил в 1592. В ун-те изу­чал диа­лек­ти­ку, ме­та­фи­зи­ку, эти­ку, др.-греч., лат. и итал. язы­ки. С одоб­ре­ния пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го Ме­ле­тия Пи­га­са (дя­ди К. Л.) в кон. 1595 Кон­стан­тин при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ки­рил­ла и диа­кон­скую и ие­рей­скую хи­ро­то­нии. В 1596–1598 и в 1601 пред­став­лял пат­ри­ар­ха Ме­ле­тия в Поль­ше в свя­зи с за­клю­че­ни­ем Бре­ст­ской унии 1596. Жё­ст­кие ме­ры про­тив пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва, от­ка­зав­ших­ся примк­нуть к уни­ат­ской церк­ви, вы­зва­ли пе­ре­ход мно­гих из них в ка­то­ли­че­ст­во. Счи­тая при­чи­ной это­го не­ве­же­ст­во и осоз­на­вая, что не­об­хо­ди­мо по­вы­сить уро­вень об­ра­зо­ва­ния ду­хо­вен­ст­ва, К. Л. ос­но­вал шко­лу во Льво­ве и пре­об­ра­зо­вал шко­лу в Виль­не. В Виль­не К. Л. об­су­ж­дал с лю­те­ран­ски­ми бо­го­сло­ва­ми воз­мож­ность вза­им­но­го об­ще­ния и объ­е­ди­не­ния Церк­вей.

13 сент. 1601, по­сле смер­ти Ме­ле­тия Пи­га­са, Алек­сан­д­рий­ский си­нод из­брал К. Л. пат­ри­ар­хом. Ак­тив­ная дея­тель­ность К. Л. ка­са­лась фи­нан­сов пат­ри­ар­ха­та, ре­фор­ми­ро­ва­ния шко­лы и др. В 1612 был из­бран пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, но, по­сколь­ку он от­ка­зал­ся пла­тить тра­диц. мзду Пор­те за ут­вер­жде­ние, был за­ме­нён Ти­мо­фе­ем, епи­ско­пом Мар­ма­ры, ко­то­рый об­ви­нял К. Л. в лю­те­ран­ст­ве. Осе­нью 1620 пат­ри­арх Ти­мо­фей умер, К. Л. был еди­но­глас­но из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол и уп­ла­тил тре­буе­мую Пор­той сум­му. Он про­дол­жил об­ра­зо­ва­тель­ную по­ли­ти­ку: ре­фор­ми­ро­вал пат­ри­ар­шую ака­де­мию, со­здал ти­по­гра­фию, в ко­то­рой пе­ча­та­лись ан­ти­ла­тин­ские бо­го­слов­ские со­чи­не­ния, ор­га­ни­зо­вал пе­ре­вод Но­во­го За­ве­та на но­во­гре­че­ский, по­сы­лал уче­ни­ков для по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния в Анг­лию, Гол­лан­дию и Гер­ма­нию. Пе­ре­пис­ка К. Л. об­на­ру­жи­ва­ет его со­чув­ст­вие к про­тес­тант­ско­му уче­нию. В пись­ме от 1618 к Ан­то­нио де До­ми­ни­су, быв. ка­то­лич. ар­хи­епи­ско­пу, пе­ре­шед­ше­му в про­тес­тан­тизм, К. Л. ут­вер­ж­дал, что ре­фор­мат­ское уче­ние бо­лее со­от­вет­ст­ву­ет Свя­щен­но­му Пи­са­нию, чем док­три­ны греч. и лат. Церк­вей.

В мар­те 1629 в Же­не­ве под име­нем К. Л. на лат. яз. вы­шло «Ис­по­ве­да­ние ве­ры». В том же го­ду оно бы­ло пе­ре­ве­де­но на ев­роп. язы­ки. Осн. ис­точ­ни­ка­ми для К. Л. по­слу­жи­ли ре­фор­мат­ские ис­по­ве­да­ния ве­ры: «Institutio christia­nae religionis» (1536) Ж. Каль­ви­на и «Confessio belgica» (1561). Греч. текст «Ис­по­ве­да­ния...» с до­пол­не­ния­ми был на­пе­ча­тан па­рал­лель­но с ла­тин­ским в Же­не­ве в 1633. Про­тив «Ис­по­ве­да­ния...» вы­сту­пи­ли мн. пра­во­слав­ные и уни­ат­ские греч. бо­го­сло­вы. Оно об­су­ж­да­лось По­ме­ст­ны­ми со­бо­ра­ми – Кон­стан­ти­но­поль­ски­ми 1638, 1642, 1672; Ие­ру­са­лим­ским 1672. Ие­ру­са­лим­ским со­бо­ром бы­ло под­твер­жде­но осу­ж­де­ние «Ис­по­ве­да­ния...», но вме­сте с тем бы­ло за­яв­ле­но, что оно не при­над­ле­жит К. Л., и с не­го бы­ли сня­ты об­ви­не­ния в каль­ви­низ­ме (из пи­сем К. Л. яс­но, что ав­то­ром был он).

К. Л. был об­ви­нён в том, что ка­за­ки за­хва­ти­ли г. Азов по его вну­ше­нию с тем, что­бы впо­след­ст­вии оса­дить Кон­стан­ти­но­поль и под­нять гре­ков про­тив ту­рок. По по­ве­ле­нию тур. сул­та­на Му­ра­да IV К. Л. был за­ду­шен, те­ло его бро­ше­но в мо­ре; впо­след­ст­вии най­де­но пра­во­слав­ны­ми и за­хо­ро­не­но на о. Св. Андрея, в 1639 – по­ме­ще­но в мон. Па­на­гия Ка­ма­рио­тис­са на о. Хал­ки.

Соч.: Werke // La théologie byzantine et sa tra­dition. Turnhout, 2002. Vol. 2. P. 631–637.

Лит.: Runciman S. The Great Church in capti­vi­ty: a study of the Patriarchate of Constanti­nople from the eve of the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Camb.; N. Y., 1968. P. 259–288; Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453–1821): die Orthodoxie im Spannungs­feld der nachreformatorischen Konfessionen des Wes­tens. Münch., 1988. S. 162–180; Todt K.-P. Ky­rillos Lukaris // La théologie byzantine et sa tradition. Turn­hout, 2002. Vol. 2.

Вернуться к началу