Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОЙО́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 757-758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Игнатий Лойола. Портрет работы Якопино дель Конте. 1556. Генеральная курия Общества Иисуса (Рим).

ЛОЙО́ЛА Иг­на­тий (Ignacio de Loyola), в ми­ру Инь­и­го Ло­пес де Лой­ола (Íñigo López de Loyola) (1491, по­ме­стье Кас­са-Тор­ре-де-Лой­о­ла близ Ас­пей­тии, пров. Ги­пус­коа, Кас­ти­лия – 31.7.1556, Рим), исп. свя­щен­но­слу­жи­тель, ос­но­ва­тель и пер­вый «ге­не­рал» (ге­не­раль­ный на­стоя­тель) ор­де­на ие­зуи­тов, один из наи­бо­лее по­чи­тае­мых свя­тых Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви.

Из знат­но­го ба­ск­ско­го ро­да. Был 13-м ре­бён­ком в се­мье. Ок. 1506 стал па­жом Х. В. де Ку­эль­я­ра, гл. ка­зна­чея ко­ро­ля Фер­нан­до II и ко­ро­ле­вы Иза­бел­лы I; с 1517 со­сто­ял на служ­бе у А. М. де Ла­ры, ви­це-ко­ро­ля На­вар­ры, уча­ст­во­вал в по­дав­ле­нии Ко­му­не­рос вос­ста­ния в Ги­пус­коа. В 1521 во вре­мя оса­ды фран­цу­за­ми Пам­п­ло­ны был тя­же­ло ра­нен в обе но­ги. Бу­ду­чи при­ко­ван к по­сте­ли, Л. на­чал чи­тать ду­хов­ную лит-ру и об­ра­тил­ся к Бо­гу. По­сле вы­здо­ров­ле­ния (хро­мо­та оста­лась до кон­ца жиз­ни) со­вер­шил па­лом­ни­че­ст­во в аб­бат­ст­во Мон­тсер­рат (близ Бар­се­ло­ны), а за­тем вёл по­ка­ян­ную жизнь в близ­ле­жа­щей дер. Ман­ре­са (1522–23). В 1523 по­се­тил Ие­ру­са­лим, вер­нул­ся в Ис­па­нию и учил­ся в Бар­се­ло­не (1524–26), Аль­ка­ла-де-Эна­рес (1526–1527) и Са­ла­ман­ке (1527).

С 1528 изу­чал бо­го­сло­вие и «сво­бод­ные ис­кус­ст­ва» в Па­риж­ском ун-те, где со­брал во­круг се­бя кру­жок бла­го­че­с­ти­вых сту­ден­тов, пре­им. из Ис­па­нии (Ф. Кса­вье, Д. Лаи­нес, А. Саль­ме­рон и др.). Л. и его то­ва­ри­щи 15.8.1534 в ча­сов­не Бо­го­ма­те­ри на хол­ме Мон­мартр в Па­ри­же при­нес­ли обе­ты не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и апо­столь­ско­го слу­же­ния в Свя­той зем­ле или в др. час­тях све­та. Это со­бы­тие счи­та­ет­ся сим­во­лич. да­той со­зда­ния ор­де­на ие­зуи­тов. В мар­те 1535 Л. при­свое­на сте­пень ма­ги­ст­ра «сво­бод­ных ис­кусств». В апр. 1537 Л. и его спод­виж­ни­ки по­лу­чи­ли в Ри­ме раз­ре­ше­ние на па­лом­ни­че­ст­во в Свя­тую зем­лю, но не смог­ли им вос­поль­зо­вать­ся из-за слож­ной во­ен.-по­ли­тич. об­ста­нов­ки в Сре­ди­зем­но­мо­рье. В 1537–38 они жи­ли в Ри­ме, про­по­ве­дуя и уха­жи­вая за боль­ны­ми. 24.6.1537 Л. был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки.

В 1539 па­па Рим­ский Па­вел III уст­но одоб­рил ус­тав ор­де­на ие­зуи­тов, а в 1540 фор­маль­но ут­вер­дил его бул­лой «Re­gimi­ni militantis Ecclesiae». В 1541 Л. из­бран пер­вым «ге­не­ра­лом» ор­де­на и при­нёс тор­же­ст­вен­ные обе­ты в ча­сов­не рим. ба­зи­ли­ки Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра. Л. ос­та­вал­ся гла­вой ор­де­на до кон­ца жиз­ни и поч­ти без­от­луч­но жил в Ри­ме. Осн. це­ля­ми его дея­тель­но­сти бы­ли воз­ро­ж­де­ние хри­сти­ан­ской ду­хов­но­сти, по­вы­ше­ние об­ра­зо­ва­тель­но­го уров­ня ду­хо­вен­ст­ва и про­по­ведь ка­то­ли­циз­ма в Ев­ро­пе и за её пре­де­ла­ми. По ини­циа­ти­ве Л. в Ри­ме соз­да­ны Брат­ст­во де­тей-си­рот (1541), Дом св. Мар­ты для же­лав­ших на­чать но­вую жизнь пад­ших жен­щин (1544), бла­го­тво­рит. об-во в за­щи­ту мо­ло­дых де­ву­шек (1546). Осо­бое зна­че­ние Л. при­да­вал вос­пи­та­нию, при его жиз­ни бы­ли от­кры­ты 33 ие­зу­ит­ские кол­ле­гии, в т. ч. Рим. кол­ле­гия (ны­не Гри­го­ри­ан­ский ун-т; 1551) и Герм. кол­ле­гия в Ри­ме (1552). Л. вся­че­ски по­ощ­рял раз­вёр­ты­ва­ние мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти ие­зуи­тов в Ев­ро­пе и за её пре­де­ла­ми. До кон­ца жиз­ни он ра­бо­тал над под­роб­ной вер­си­ей ус­та­ва ор­де­на ие­зуи­тов (Con­stitutiones Societatis Iesu), в осн. за­вер­шён­ной к 1552. На мо­мент смер­ти Л. в 12 про­вин­ци­ях ор­де­на на­счи­ты­ва­лось ок. 1000 его чле­нов.

К чис­лу др. со­чи­не­ний Л. от­но­сят­ся ру­ко­во­дство по со­зер­ца­тель­ным прак­ти­кам и мо­лит­вен­ным раз­мыш­ле­ни­ям «Ду­хов­ные уп­раж­не­ния» (1522–41; впер­вые опуб­ли­ко­ва­ны на лат. яз. в 1548), а так­же «Ав­то­био­гра­фия» (за­пи­са­на со слов Л. в 1554–55; пол­но­стью впер­вые из­да­на в 1906) и «Ду­хов­ный днев­ник» (еже­днев­ные за­пи­си с февр. 1544 по февр. 1545; опубл. в 1892). Со­хра­ни­лось так­же бо­лее 7 тыс. его пи­сем.

Беа­ти­фи­ци­ро­ван па­пой Рим­ским Пав­лом V 3.12.1609, ка­но­ни­зи­ро­ван па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XV 12.3.1622. День па­мя­ти в ка­лен­да­ре Рим­ско-ка­то­лич. цер­к­ви – 31 ию­ля.

Соч.: Obras completas / Ed. P. I. Iparraguirre, C. de Dalmases. Madrid, 1952; Рас­сказ па­лом­ни­ка о сво­ей жиз­ни, или «Ав­то­био­гра­фия» св. Иг­на­тия Лой­о­лы, ос­но­ва­те­ля Об­ще­ст­ва Ии­су­са (Ор­де­на ие­зуи­тов) / Пер. А. Н. Ко­ва­ля. М., 2002; Ду­хов­ные уп­раж­не­ния. Ду­хов­ный днев­ник / Пер. А. Н. Ко­ва­ля. М., 2006.

Лит.: Garcia-Villoslada R. I. de Loyola, un español al servicio del pontificado. Zarago­za, 1956; Albareda A. M. Sant Ignasi a Mont­ser­rat. 2 ed. Barcelona, 1990; I. von Loyola und die Gesellschaft Jesu, 1491–1556 / Hrsg. A. Falk­ner, P. Imhof. Würzburg, 1990; Con­well J. F. Impelling spirit: revisiting a foun­ding experi­ence, 1539; I. of Loyola and his companions. Chi., 1997; Brodrick J. Saint I. Loyola: the pilgrim years. S. F., 1998; Mar­tinez-Gayol Fer­nández N. Gloria de Dios en I. de Loyola. Bilbao, 2005; Feld H. I. von Loyola. Weimar; Köln, 2006.

Вернуться к началу