Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОА́НН КАССИА́Н РИ́МЛЯНИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Р. Фокин

ИОА́НН КАССИА́Н РИ́МЛЯНИН (Iohan­nes Cassianus Romanus) [ок. 360, Ма­лая Ски­фия (ны­не До­б­руд­жа, Ру­мы­ния) – ок. 435, Мас­си­лия (ны­не Мар­сель)], бо­го­слов, ду­хов­ный пи­са­тель, хри­сти­ан­ский свя­той. Из со­стоя­тель­ной хри­сти­ан­ской се­мьи. Ок. 380 пред­при­нял па­лом­ни­че­ст­во в Св. зем­лю, где при­нял мо­на­ше­ст­во в од­ном из виф­ле­ем­ских мо­на­сты­рей. С 382 И. К. Р. – в Егип­те, где под­ви­зал­ся в пус­ты­нях Скит, Кел­лии и Нит­рии. Ок. 390 воз­вра­тил­ся в Виф­ле­ем, но вско­ре опять от­пра­вил­ся в Еги­пет. Го­не­ния на егип. мо­на­хов-ори­ге­ни­стов, на­ча­тые еп. Фео­фи­лом Алек­сан­д­рий­ским в 399, вы­ну­ди­ли И. К. Р. по­ки­нуть Еги­пет и от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль, где он стал уче­ни­ком и близ­ким дру­гом Ио­ан­на Зла­то­ус­та, ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­ны. В 404, по­сле уда­ле­ния Ио­ан­на Зла­то­ус­та с Кон­стан­ти­нополь­ской ка­фед­ры, И. К. Р. от­пра­вил­ся в Рим к па­пе Ин­но­кен­тию I (401–417) c по­сла­ни­ем от кон­стан­ти­но­поль­ско­го кли­ра, про­ся за­щи­ты не­спра­вед­ли­во осу­ж­дён­но­му. В Ри­ме был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры, по­зна­ко­мил­ся с бу­ду­щим па­пой Львом I Ве­ли­ким (440–461). Ок. 415–416 И. К. Р. – в Юж. Гал­лии, в Мас­си­лии, где им ос­но­ва­ны муж­ской мон. Св. Вик­то­ра и жен­ский мон. Хри­ста Спа­си­те­ля. В них, ис­поль­зуя свой опыт, при­об­ре­тён­ный за дол­гие го­ды под­виж­ни­че­ст­ва на пра­во­слав­ном Вос­то­ке, И. К. Р. по­пы­тал­ся со­еди­нить об­ще­жи­тель­ный мо­на­шес­кий ук­лад с ду­хом от­шель­ни­че­ст­ва. Бо­лее не по­ки­дал Юж. Гал­лии.

В галль­ский пе­ри­од жиз­ни И. К. Р. бы­ли соз­да­ны 2 ас­ке­ти­чес­ких и 1 дог­ма­ти­ко-по­ле­мич. со­чи­не­ния. «О пра­ви­лах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей» («De in­sti­tutis coe­nobiorum») – ас­ке­тич. со­чи­не­ние, на­пи­сан­ное ок. 417–419, со­сто­ит из 12 книг. В 1–4-й кни­гах го­во­рит­ся об уст­рой­ст­ве «внеш­не­го жи­тия» мо­на­хов: о пра­ви­лах по­сту­п­ле­ния в мо­на­стырь, внеш­нем ви­де и оде­ж­де мо­на­хов, су­точ­ном кру­ге бо­го­слу­же­ния, обе­тах, по­слу­ша­ни­ях, по­кая­нии; все те­мы ил­лю­ст­ри­ру­ют­ся при­ме­ра­ми из жиз­ни еги­пет­ских, па­ле­стин­ских и си­рий­ских мо­на­хов. В 5–12-й кни­гах И. К. Р. рас­су­ж­да­ет о борь­бе с во­се­мью глав­ны­ми стра­стя­ми (prin­ci­pa­lia vitia, или passiones) – чре­во­уго­ди­ем, блуд­ной стра­стью, среб­ро­лю­би­ем, гне­вом, пе­ча­лью, уны­ни­ем, тще­сла­ви­ем и гор­до­стью. «Со­бе­се­до­ва­ния» («Colla­tiones») – ас­ке­тич. со­чи­не­ние, пре­тер­пев­шее три ре­дак­ции (425–427); яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным про­дол­же­ни­ем пре­ды­ду­ще­го и со­сто­ит из 24 со­бе­се­до­ва­ний, по­свя­щён­ных внутр. жиз­ни мо­на­хов. Это за­пи­си ду­хов­ных бе­сед И. К. Р. со зна­ме­ни­ты­ми егип. под­виж­ни­ка­ми – ав­вой Мои­се­ем, Паф­ну­ти­ем, Се­ра­пио­ном, Хе­ре­мо­ном и др. 1-е со­бе­се­до­ва­ние по­свя­ще­но це­лям мо­на­ше­ской жиз­ни; 9-е и 10-е – мо­лит­ве; 13-е – во­про­су о том, ка­кую роль в спа­се­нии иг­ра­ет Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать и сво­бод­ная во­ля че­ло­ве­ка; 14-е – дея­тель­ной и со­зер­ца­тель­ной жиз­ни; 23-е – по­след­ст­ви­ям гре­хо­па­де­ния. Со­кра­щён­ный ва­ри­ант двух ука­зан­ных со­чи­не­ний И. К. Р. впо­след­ст­вии был со­став­лен Евхе­ри­ем Ли­он­ским. Оба со­чи­не­ния ока­за­ли зна­чит. влия­ние на ста­нов­ле­ние зап. мо­на­ше­ской тра­ди­ции, в ча­ст­но­сти на та­ких её пред­ста­ви­те­лей, как Бе­не­дикт Нур­сий­ский. «О во­пло­ще­нии Гос­по­да, про­тив Не­сто­рия» («De incarnatione Domini contra Ne­sto­rium») – дог­ма­ти­ко-по­ле­мич. трак­тат, на­пи­сан­ный И. К. Р. в 429–430 по прось­бе рим. ар­хидиа­ко­на Льва, бу­ду­ще­го па­пы. В 1-й кни­ге, на при­ме­ре об­ра­ще­ния галль­ско­го мо­на­ха-пе­ла­гиа­ни­на Ле­по­рия, про­во­дят­ся па­рал­ле­ли ме­ж­ду пе­ла­ги­ан­ст­вом и не­сто­ри­ан­ст­вом; 2–5-я кни­ги со­дер­жат сви­де­тель­ст­ва Священ­но­го Пи­са­ния в за­щи­ту Бо­же­ст­вен­но­сти Хри­ста и тер­ми­на «Бо­го­ро­ди­ца»; в 6-й кни­ге как об­ра­зец пра­восла­вия при­во­дит­ся ве­ро­ис­по­ве­да­ние ан­ти­охий­ской Церк­ви; в 6–7-й кни­гах И. К. Р. сум­ми­ру­ет свои осн. ар­гу­мен­ты и под­во­дит итог из­ло­же­нию. Не­смот­ря на не­ко­то­рые тер­ми­но­ло­гич. не­точ­но­сти и по­вто­ры, трак­тат яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых ран­них за­пад­ных со­чи­не­ний про­тив ере­си не­сто­ри­ан­ст­ва.

И. К. Р. ока­зал зна­чит. влия­ние на ста­нов­ле­ние хри­сти­ан­ско­го мо­на­ше­ст­ва и мо­на­ше­ско­го бо­го­сло­вия как на хри­сти­ан­ском За­па­де, так и на хри­сти­ан­ском Вос­то­ке. День па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 29(28) февр. (13 мар­та). В Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви по­чи­та­ет­ся как ме­ст­но­чти­мый галль­ский свя­той (день па­мя­ти – 23 ию­ля).

Соч.: Migne PL. T. 49–50; Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1886–1888. Vol. 13, 17; Пи­са­ния. 2-е изд. М., 1892; Clavis Patrum Latinorum. Brugis, 1961. № 512–514; Пи­са­ния. М.; Минск, 2000.

Лит.: Hoch A. Lehre des Joannes Cassianus von Natur und Gnade. Freiburg, 1895; Lau­gier J. S. Jean Cassien et sa doctrine sur la grace. Lyon, 1908; Marsili S. Gio­vanni Cassi­ano ed Evagrio Pontico. Rome, 1936; Chéné J. Que signifiaient «Initium fidei» et «Af­fectus credulitatis» pour les Semi-pélagi­ens? // Re­cherches de Science Religieuse. 1948. Vol. 35. P. 566–588; idem. Le semipelagianisme du midi de la Gaule... // Ibid. P. 321–341; Olphe-Galliard M. Cassien // Dictionnaire de spiritualité, asce­tique et mystique. P., 1953. Vol. 2; Plagnieux J. Le grief de complicite en­tre er­reurs nestorienne et pelagienne d’Augu­s­tin à Cas­sien par Prosper // Revue des Etudes Augus­tiniennes. 1956. Vol. 2. № 3/4; Guy J. C. Jean Cassien, vie et doctrine spirituelle. P., 1961; Chadwick O. John Cassian. 2nd ed. Camb., 1968; Christophe P. Cassien et Ce­saire, predicateurs de la morale monastique. P., 1969; Grillmeier A. Christ in Christian tra­dition. 2nd ed. L., 1975. Vol. 1. P. 393–398; MacQueen D. J. John Cassian on Grace // Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1977. Vol. 44. № 1; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4; Cris­tiani L. Jean Cassien. P., 1991. Vol. 1–2; Weaver R. H. Di­vine grace and human agency: a study of the semi-pe­lagian controversy. Macon, 1998; Ste­wart C. Cassian the monk. N. Y.; Oxf., 1998; Фо­кин А. Р. Пре­по­доб­ный Ио­анн Кас­си­ан // Аре­лат­ские про­по­вед­ни­ки V–VI вв. Сбор­ник ис­сле­до­ва­ний и пе­ре­во­дов. М., 2005; Уи­вер Р. Х. Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать и че­ло­ве­че­ское дей­ст­вие: ис­сле­до­ва­ние по­лу­пе­ла­ги­ан­ских спо­ров. М., 2006; Casiday A. M. Tradition and theology in St. John Cassian. Oxf., 2007.

Вернуться к началу