ИОА́НН КАССИА́Н РИ́МЛЯНИН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОА́НН КАССИА́Н РИ́МЛЯНИН (Iohannes Cassianus Romanus) [ок. 360, Малая Скифия (ныне Добруджа, Румыния) – ок. 435, Массилия (ныне Марсель)], богослов, духовный писатель, христианский святой. Из состоятельной христианской семьи. Ок. 380 предпринял паломничество в Св. землю, где принял монашество в одном из вифлеемских монастырей. С 382 И. К. Р. – в Египте, где подвизался в пустынях Скит, Келлии и Нитрии. Ок. 390 возвратился в Вифлеем, но вскоре опять отправился в Египет. Гонения на егип. монахов-оригенистов, начатые еп. Феофилом Александрийским в 399, вынудили И. К. Р. покинуть Египет и отправиться в Константинополь, где он стал учеником и близким другом Иоанна Златоуста, который рукоположил его в диаконы. В 404, после удаления Иоанна Златоуста с Константинопольской кафедры, И. К. Р. отправился в Рим к папе Иннокентию I (401–417) c посланием от константинопольского клира, прося защиты несправедливо осуждённому. В Риме был рукоположен в пресвитеры, познакомился с будущим папой Львом I Великим (440–461). Ок. 415–416 И. К. Р. – в Юж. Галлии, в Массилии, где им основаны мужской мон. Св. Виктора и женский мон. Христа Спасителя. В них, используя свой опыт, приобретённый за долгие годы подвижничества на православном Востоке, И. К. Р. попытался соединить общежительный монашеский уклад с духом отшельничества. Более не покидал Юж. Галлии.
В галльский период жизни И. К. Р. были созданы 2 аскетических и 1 догматико-полемич. сочинения. «О правилах общежительных монастырей» («De institutis coenobiorum») – аскетич. сочинение, написанное ок. 417–419, состоит из 12 книг. В 1–4-й книгах говорится об устройстве «внешнего жития» монахов: о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии; все темы иллюстрируются примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. В 5–12-й книгах И. К. Р. рассуждает о борьбе с восемью главными страстями (principalia vitia, или passiones) – чревоугодием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. «Собеседования» («Collationes») – аскетич. сочинение, претерпевшее три редакции (425–427); является непосредственным продолжением предыдущего и состоит из 24 собеседований, посвящённых внутр. жизни монахов. Это записи духовных бесед И. К. Р. со знаменитыми егип. подвижниками – аввой Моисеем, Пафнутием, Серапионом, Херемоном и др. 1-е собеседование посвящено целям монашеской жизни; 9-е и 10-е – молитве; 13-е – вопросу о том, какую роль в спасении играет Божественная благодать и свободная воля человека; 14-е – деятельной и созерцательной жизни; 23-е – последствиям грехопадения. Сокращённый вариант двух указанных сочинений И. К. Р. впоследствии был составлен Евхерием Лионским. Оба сочинения оказали значит. влияние на становление зап. монашеской традиции, в частности на таких её представителей, как Бенедикт Нурсийский. «О воплощении Господа, против Нестория» («De incarnatione Domini contra Nestorium») – догматико-полемич. трактат, написанный И. К. Р. в 429–430 по просьбе рим. архидиакона Льва, будущего папы. В 1-й книге, на примере обращения галльского монаха-пелагианина Лепория, проводятся параллели между пелагианством и несторианством; 2–5-я книги содержат свидетельства Священного Писания в защиту Божественности Христа и термина «Богородица»; в 6-й книге как образец православия приводится вероисповедание антиохийской Церкви; в 6–7-й книгах И. К. Р. суммирует свои осн. аргументы и подводит итог изложению. Несмотря на некоторые терминологич. неточности и повторы, трактат является одним из самых ранних западных сочинений против ереси несторианства.
И. К. Р. оказал значит. влияние на становление христианского монашества и монашеского богословия как на христианском Западе, так и на христианском Востоке. День памяти в Рус. православной церкви – 29(28) февр. (13 марта). В Римско-католич. церкви почитается как местночтимый галльский святой (день памяти – 23 июля).