Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕЛАГИА́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 535-536

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев

ПЕЛАГИА́НСТВО, в хри­сти­ан­ст­ве бо­го­слов­ское уче­ние кон. 4–5 вв. о со­от­но­ше­нии че­ло­ве­че­ской во­ли и Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти в де­ле спа­се­ния, осу­ж­дён­ное как ересь III Все­лен­ским со­бо­ром (431). Воз­ник­но­ве­ние П. свя­за­но с име­нем мо­на­ха Пе­ла­гия (ок. 354 – ок. 427), поль­зо­вав­ше­го­ся боль­шим ав­то­ри­те­том про­по­вед­ни­ка и ду­хов­но­го на­став­ни­ка мн. знат­ных се­мейств Ри­ма. Ве­ро­ят­но, в по­ле­ми­ке с ано­ним­ным ав­то­ром, из­вест­ным под ус­лов­ным име­нем Ам­бро­зиа­стер (псев­до-Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский), Пе­ла­гий под­нял во­прос о со­от­но­ше­нии в че­ло­ве­ке до­б­ра и зла, о со­от­но­ше­нии че­ло­ве­че­ской и Бо­же­ст­вен­ной во­ли. В соч. «Об ожес­то­че­нии серд­ца фа­рао­на» (до 410) он вы­сту­пил про­тив ма­ни­хей­ст­ва, ут­вер­ждая прин­цип аб­со­лют­но­го бла­га, свой­ст­вен­но­го че­ло­ве­че­ской ду­ше как Бо­жие­му тво­ре­нию. Зло и грех, со­глас­но Пе­ла­гию, не име­ют к ду­ше ни­ка­ко­го от­но­ше­ния, а яв­ля­ют­ся чем-то внеш­ним, к че­му че­ло­век мо­жет скло­нить­ся ис­клю­чи­тель­но по собств. во­ле. Бог ни­ко­го не пре­до­пре­де­ля­ет ко гре­ху, но, на­про­тив, воз­да­ёт ка­ж­до­му по его за­слу­гам. Т. о., ис­клю­чи­тель­но сво­бод­ная во­ля че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет ли­бо склон­ность к гре­ху, ли­бо стрем­ле­ние сле­до­вать за­по­ве­дям Бо­жи­им.

Эти взгля­ды на­шли одоб­ре­ние в об­ра­зо­ван­ных кру­гах Ри­ма. Од­на­ко, ко­гда Пе­ла­гий и его по­сле­до­ва­те­ли бе­жа­ли от на­тис­ка го­тов в Сев. Аф­ри­ку (411), его уче­ние вы­зва­ло по­доз­ре­ние у афр. бо­го­сло­вов, гл. обр. у блж. Ав­гу­сти­на. Афр. бо­го­сло­вы ус­мот­ре­ли в П. от­ри­ца­ние ми­ло­сти и бла­го­да­ти Бо­жи­ей, без ко­то­рой че­ло­век яко­бы мо­жет спа­стись ис­клю­чи­тель­но по сво­ей доб­рой во­ле. Су­дя по ак­там Кар­фа­ген­ско­го со­бо­ра 411, уче­ник Пе­ла­гия – Це­ле­стий дей­ст­ви­тель­но от­ри­цал бла­го­дать, что бы­ло при­зна­но ере­сью. На Вос­то­ке от­но­ше­ние к это­му уче­нию бы­ло не­од­но­знач­ным: со­бор 415 в Ди­ос­по­ле (Па­ле­сти­на) не осу­дил Пе­ла­гия, по­тре­бо­вав лишь по­яс­не­ний по по­во­ду уче­ния о бла­го­да­ти. Пе­ла­гий оп­ре­де­лял бла­го­дать как край­не же­ла­тель­ную по­мощь Бо­га для ук­ре­п­ле­ния сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка, спо­соб­ст­вую­щую спа­се­нию. Од­на­ко это не удов­ле­тво­ри­ло блж. Ав­гу­сти­на: для не­го был не­при­ем­лем осн. прин­цип П. о том, что бла­го­дать не яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мой, да­же чис­то тео­ре­ти­че­ски. В про­цес­се по­ле­ми­ки взгля­ды Ав­гу­сти­на раз­ви­ва­лись в сто­ро­ну всё боль­ше­го зна­че­ния бла­го­да­ти в де­ле спа­се­ния, что да­ло по­вод од­но­му из по­след­них апо­ло­ге­тов П. Юлиа­ну Эк­лан­ско­му об­ви­нить его в до­пу­ще­нии на­си­лия бла­го­да­ти над во­лей. Сек­ре­тарь Пе­ла­гия в Па­ле­сти­не Ани­ан Ке­лед­ский пе­ре­вёл со­чи­не­ния вост. ав­то­ров (в ча­ст­но­сти, свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та), ко­то­рые бы­ли ско­рее в поль­зу пе­ла­ги­ан.

В 417 па­па Рим­ский Ин­но­кен­тий I (401–417) под дав­ле­ни­ем афр. епи­ско­пов осу­дил П. как ересь, в 418 то же сде­лал со­бор в Кар­фа­ге­не. Вы­хо­дец с Вос­то­ка па­па Зо­сим (417–418) хо­тел пе­ре­смот­реть де­ло пе­ла­ги­ан, но от­ка­зал­ся от это­го под дав­ле­ни­ем афр. епи­ско­пов. В 419 П. осу­ж­де­но эдик­том имп. Го­но­рия (395–423), в 425 – ука­зом имп. Ва­лен­ти­ниа­на III (425–455), что по­ло­жи­ло на­ча­ло гос. пре­сле­до­ва­ни­ям пе­ла­ги­ан. Мно­гие из них бе­жа­ли в Вост. Рим. им­пе­рию, где от­но­ше­ние к ним бы­ло ней­траль­ным, а по­рой бла­го­же­ла­тель­ным. В ча­ст­но­сти, они бы­ли при­ня­ты ар­хи­еп. Кон­стан­ти­но­поль­ским Не­сто­ри­ем (428–431). Од­на­ко III Все­лен­ский со­бор (431), не без влия­ния па­пы Це­ле­сти­на I (422–432), осу­дил пе­ла­ги­ан­ст­во.

По­сле 431 ис­то­рич. П. ис­чез­ло, од­на­ко сам тер­мин в ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва на За­па­де по­сто­ян­но ис­поль­зо­вал­ся в по­ле­мич. це­лях, как толь­ко воз­ни­кал спор о со­от­но­ше­нии сво­бо­ды во­ли и бла­го­да­ти: уче­ние о двой­ном пре­до­пре­де­ле­нии мо­на­ха Гот­шаль­ка (9 в.), про­ти­во­стоя­ние М. Лю­те­ра хри­сти­ан­ско­му гу­ма­низ­му Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го (16 в.), ян­се­низм (17–18 вв.). В ши­ро­ком смыс­ле сло­во «П.» ста­ло обо­зна­чать на­прав­ле­ние в хри­сти­ан­ской ан­тро­по­ло­гии, ут­вер­ждаю­щее при­ори­тет до­б­ра и сво­бод­ной во­ли в че­ло­ве­ке.

Лит.: Крем­лев­ский А. М. Ис­то­рия пе­ла­ги­ан­ст­ва и пе­ла­ги­ан­ская док­три­на. Ка­зань, 1898; Plinval G. Pélage. Ses écrits, sa vie et sa ré­for­me: étude d’histoire littéraire et religieuse. Lau­sanne, 1943; Greshake G. Gnade als konkrete Freiheit: eine Untersuchung zur Gnadenlehre des Pelagius. Mainz, 1972; Rees B. R. Pelagius: A reluctant heretic. Woodbrige, 1988.

Вернуться к началу