ПЕЛАГИА́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕЛАГИА́НСТВО, в христианстве богословское учение кон. 4–5 вв. о соотношении человеческой воли и Божественной благодати в деле спасения, осуждённое как ересь III Вселенским собором (431). Возникновение П. связано с именем монаха Пелагия (ок. 354 – ок. 427), пользовавшегося большим авторитетом проповедника и духовного наставника мн. знатных семейств Рима. Вероятно, в полемике с анонимным автором, известным под условным именем Амброзиастер (псевдо-Амвросий Медиоланский), Пелагий поднял вопрос о соотношении в человеке добра и зла, о соотношении человеческой и Божественной воли. В соч. «Об ожесточении сердца фараона» (до 410) он выступил против манихейства, утверждая принцип абсолютного блага, свойственного человеческой душе как Божиему творению. Зло и грех, согласно Пелагию, не имеют к душе никакого отношения, а являются чем-то внешним, к чему человек может склониться исключительно по собств. воле. Бог никого не предопределяет ко греху, но, напротив, воздаёт каждому по его заслугам. Т. о., исключительно свободная воля человека определяет либо склонность к греху, либо стремление следовать заповедям Божиим.
Эти взгляды нашли одобрение в образованных кругах Рима. Однако, когда Пелагий и его последователи бежали от натиска готов в Сев. Африку (411), его учение вызвало подозрение у афр. богословов, гл. обр. у блж. Августина. Афр. богословы усмотрели в П. отрицание милости и благодати Божией, без которой человек якобы может спастись исключительно по своей доброй воле. Судя по актам Карфагенского собора 411, ученик Пелагия – Целестий действительно отрицал благодать, что было признано ересью. На Востоке отношение к этому учению было неоднозначным: собор 415 в Диосполе (Палестина) не осудил Пелагия, потребовав лишь пояснений по поводу учения о благодати. Пелагий определял благодать как крайне желательную помощь Бога для укрепления свободной воли человека, способствующую спасению. Однако это не удовлетворило блж. Августина: для него был неприемлем осн. принцип П. о том, что благодать не является необходимой, даже чисто теоретически. В процессе полемики взгляды Августина развивались в сторону всё большего значения благодати в деле спасения, что дало повод одному из последних апологетов П. Юлиану Экланскому обвинить его в допущении насилия благодати над волей. Секретарь Пелагия в Палестине Аниан Келедский перевёл сочинения вост. авторов (в частности, свт. Иоанна Златоуста), которые были скорее в пользу пелагиан.
В 417 папа Римский Иннокентий I (401–417) под давлением афр. епископов осудил П. как ересь, в 418 то же сделал собор в Карфагене. Выходец с Востока папа Зосим (417–418) хотел пересмотреть дело пелагиан, но отказался от этого под давлением афр. епископов. В 419 П. осуждено эдиктом имп. Гонория (395–423), в 425 – указом имп. Валентиниана III (425–455), что положило начало гос. преследованиям пелагиан. Многие из них бежали в Вост. Рим. империю, где отношение к ним было нейтральным, а порой благожелательным. В частности, они были приняты архиеп. Константинопольским Несторием (428–431). Однако III Вселенский собор (431), не без влияния папы Целестина I (422–432), осудил пелагианство.
После 431 историч. П. исчезло, однако сам термин в истории христианства на Западе постоянно использовался в полемич. целях, как только возникал спор о соотношении свободы воли и благодати: учение о двойном предопределении монаха Готшалька (9 в.), противостояние М. Лютера христианскому гуманизму Эразма Роттердамского (16 в.), янсенизм (17–18 вв.). В широком смысле слово «П.» стало обозначать направление в христианской антропологии, утверждающее приоритет добра и свободной воли в человеке.