ЯНСЕНИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯНСЕНИ́ЗМ, неортодоксальное течение во франц. и нидерл. католицизме. Я. явился частью волны индивидуалистич. мистицизма, которая прошла по Зап. Европе в 17–18 вв., затрагивая преим. образованных горожан [ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и методизм (см. Методисты) – в англиканском]. Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога Янсения об Августине. Разделяя с мыслителями Реформации стремление реставрировать изначальную суровость доктрины Августина о первородном грехе и предопределении, Янсений подверг критике оптимистич. воззрения позднего католицизма на свободную волю человека (особенно характерные для иезуитов), квалифицируя учение о т. н. достаточной благодати (данной всем и в случае простого акта человеческой воли превращающейся в действенную) как возврат к пелагианству. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил Свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к доктрине кальвинизма о предопределении). Книга Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения, однако «ученики св. Августина» продолжали борьбу, оставаясь внутри католич. Церкви. Во Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церковной политики, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля; к Я. тяготел Ж. Расин.
Я. формировал тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатически сектантской узостью. Протестуя против мягкой исповедальной практики иезуитов, янсенисты требовали восстановления обычая публичного покаяния и настаивали на недопущении к причастию грешников, пока те не пройдут длительного курса аскетич. упражнений. В 1713 Я. был осуждён в булле Климента XI «Unigenitus». После Вел. франц. революции Я. исчезает из жизни Франции. В Нидерландах к 1723 Я. удалось создать свою церковь, которая в 19 в. сблизилась с нем. старокатоликами и в 20 в. произвела ряд реформ, приблизивших её к протестантизму (отмена постов и целибата духовенства и т. п.); существует поныне.