Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. В. Карпов

ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinatio), ре­ли­ги­оз­ное уче­ние о пре­дус­та­нов­ле­нии Бо­гом окон­ча­тель­ной уча­сти че­ло­ве­ка, т. е. его спа­се­ния или осу­ж­де­ния в веч­но­сти. Кон­цеп­ция П. ос­но­вы­ва­ет­ся на пред­став­ле­нии о во­ле Бо­га как выс­шей и пре­дель­ной при­чи­не все­го су­ще­ст­вую­ще­го, в т. ч. и всех по­ступ­ков лю­дей. Т. о., П. яв­ля­ет­ся тео­ло­гич. вер­си­ей де­тер­ми­низ­ма. Эта кон­цеп­ция всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с уче­ни­ем о сво­бо­де во­ли че­ло­ве­ка как ос­но­ва­нии его от­вет­ст­вен­но­сти за собств. бу­ду­щую участь.

Для иу­да­из­ма уче­ние о П. в це­лом чу­ж­до, од­на­ко час­то ис­поль­зу­ет­ся для раз­ли­че­ния евр. ре­лиг. школ меж­за­вет­но­го пе­рио­да: фа­ри­се­ев, учив­ших, что не всё пре­до­пре­де­ле­но и не­ко­то­рые со­бы­тия за­ви­сят от че­ло­ве­че­ской во­ли, сад­ду­ке­ев, от­ри­цав­ших вме­ша­тель­ст­во Бо­га в де­ла лю­дей, ес­се­ев, на­стаи­вав­ших на пол­ной за­ви­си­мо­сти про­ис­хо­дя­ще­го от во­ли Бо­га. Нор­ма­тив­ный тал­му­дич. иу­да­изм рас­смат­ри­ва­ет сво­бо­ду вы­бо­ра ме­ж­ду доб­ром и злом как им­ма­нент­ную часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти, как дар Бо­га че­ло­ве­ку, но при этом при­зна­ёт­ся Бо­же­ст­вен­ное все­мо­гу­ще­ст­во, про­яв­ляю­щее­ся в аб­со­лют­ном зна­нии все­го су­ще­го, в т. ч. и вы­бо­ра ка­ж­до­го отд. че­ло­ве­ка.

В хри­сти­ан­ст­ве в по­сла­ни­ях ап. Пав­ла ре­ше­ние про­бле­мы П. свя­зы­ва­ет­ся с по­ня­ти­ем бла­го­да­ти, т. е. сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го Бо­же­ст­вен­но­го да­ра, бла­го­да­ря ко­то­ро­му спа­са­ют­ся те, ко­го Бог за­ра­нее оп­ре­де­лил спа­сти. Ап. Па­вел по­ка­зы­вал ил­лю­зор­ность ин­ди­ви­дуа­ли­стич. стрем­ле­ний к нрав­ст­вен­но­му со­вер­шен­ст­ву, ут­вер­ждая, что без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи спа­се­ние для че­ло­ве­ка не­дос­ти­жи­мо. Уче­ние ап. Пав­ла о бла­го­да­ти раз­ви­вал в ан­ти­пе­ла­ги­ан­ских (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во) со­чи­не­ни­ях блж. Ав­гу­стин. По­ла­гая, что по­сле гре­хо­па­де­ния при­ро­да че­ло­ве­ка за­ра­же­на гре­хом пер­во­род­ным и его по­след­ст­вия­ми, от ко­то­рых че­ло­век не мо­жет ос­во­бо­дить­ся собств. си­ла­ми, Ав­гу­стин учил о том, что Бог в пре­до­пре­де­ляю­щем ре­ше­нии по­ста­нов­ля­ет из­ба­вить от гре­ха тех, ко­го Ему угод­но спа­сти, лишь эти пре­до­пре­де­лён­ные лю­ди на­сле­ду­ют веч­ную жизнь. В от­но­ше­нии не­пре­до­пре­де­лён­ных Бог не при­ни­ма­ет ни­ка­ко­го ре­ше­ния. По­ле­ми­ка ме­ж­ду по­сле­до­ва­те­ля­ми Ав­гу­сти­на и его про­тив­ни­ка­ми, по­ла­гав­ши­ми, что его кон­цеп­ция уп­разд­ня­ет сво­бо­ду че­ло­ве­че­ской во­ли и от­вет­ст­вен­ность че­ло­ве­ка за свои по­ступ­ки, то яв­но, то скры­то про­дол­жа­лась на про­тя­же­нии все­го Сред­не­ве­ко­вья. Так, в 9 в. убе­ж­дён­ным сто­рон­ни­ком уче­ния о П. был Гот­шальк из Ор­бе, вы­вед­ший из рас­су­ж­де­ний Ав­гу­сти­на уче­ние о двой­ном П. – как к спа­се­нию, так и к осу­ж­де­нию, не при­ня­тое в та­кой фор­му­ли­ров­ке ка­то­лич. Цер­ко­вью. Кон­цеп­ция П. под­роб­но об­су­ж­да­лась в со­чи­не­ни­ях Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, Пет­ра Лом­бард­ско­го, Гри­го­рия из Ри­ми­ни и мн. др. пред­ста­ви­те­лей схо­ла­сти­ки. В 1713 бул­лой па­пы Рим­ско­го Кли­мен­та XI «Unigenitus» бы­ли осуж­де­ны взгля­ды на П. ян­се­ни­стов, стре­мив­ших­ся со­хра­нить ав­гу­сти­нов­ское уче­ние о П. и ра­ди­ка­ли­зи­ро­вав­ших его.

Уче­ние Ав­гу­сти­на о П. бы­ло вос­при­ня­то и раз­ви­то дея­те­ля­ми Ре­фор­ма­ции. М. Лю­тер, все­це­ло от­вер­гая сво­бо­ду че­ло­ве­че­ской во­ли и уча о «раб­ст­ве во­ли», счи­тал Бо­же­ст­вен­ное пре­до­пре­де­ляю­щее из­бра­ние един­ст­вен­ным ос­но­ва­ни­ем спа­се­ния че­ло­ве­ка, по­лу­чаю­ще­го от Бо­га ве­ру как сверхъ­ес­те­ст­вен­ный дар. Уче­ние о двой­ном П., пред­ло­жен­ное Ж. Каль­ви­ном, со­глас­но ко­то­ро­му Бог за­ра­нее оп­ре­де­ля­ет од­них лю­дей к бла­го­да­ти и спа­се­нию, дру­гих – к гре­ху и осу­ж­де­нию, вы­зва­ло ожес­то­чён­ные спо­ры сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей, в хо­де ко­то­рых от ор­то­док­саль­ных каль­ви­ни­стов (см. Ор­то­док­сия) от­де­ли­лись груп­пы, от­ка­зав­шие­ся при­знать это уче­ние (ар­ми­ниа­не и др.).

В пра­во­сла­вии уче­ние о П. не раз­ви­ва­лось в столь ра­ди­каль­ных фор­мах, как в зап. хри­сти­ан­ст­ве; у вост. хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей (Ио­анн Зла­то­уст, Ио­анн Да­ма­скин) П. обыч­но объ­яс­ня­ет­ся че­рез кон­цеп­цию Бо­же­ст­вен­но­го пред­ви­де­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог всё пред­ви­дит, но не всё пре­до­пре­де­ля­ет.

Бо­же­ст­вен­ное пре­дус­та­нов­ле­ние и П. (араб. аль-ка­да ва-ль-ка­дар) со­бы­тий в ми­ре и че­ло­ве­че­ской жиз­ни яв­ля­ет­ся од­ним из осн. по­ло­же­ний ис­лам­ско­го ве­ро­уче­ния. В про­шлом оно вы­зы­ва­ло ост­рые бо­го­слов­ские спо­ры. Так, джаб­ри­ты счи­та­ли, что че­ло­век при­ну­ж­да­ем Бо­гом к сво­им дей­ст­ви­ям, ка­да­ри­ты же, в ча­ст­но­сти му­та­зи­ли­ты, ог­ра­ни­чи­ва­ли П., при­зна­вая оп­ре­де­лён­ную сво­бо­ду во­ли че­ло­ве­ка. По­пу­ляр­ной бы­ла ра­цио­на­ли­стич. кон­цеп­ция аша­риз­ма о при­свое­нии (касб) че­ло­ве­ком пре­до­пре­де­лён­ных Ал­ла­хом по­ступ­ков и че­ло­ве­че­ской от­вет­ст­вен­но­сти за них.

Лит.: Predestination and free will / Ed. D. Ba­singer, R. Basinger. Downers Grove, 1986; Сто­ля­ров А. А. Сво­бо­да во­ли как про­бле­ма ев­ро­пей­ско­го мо­раль­но­го соз­на­ния. Очер­ки ис­то­рии: от Го­ме­ра до Лю­те­ра. М., 1999; Уи­вер Р. Х. Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать и че­ло­ве­че­ское дей­ст­вие: ис­сле­до­ва­ние по­лу­пе­ла­ги­ан­ских спо­ров. М., 2006; Garrigou-Lagrange R. Predestination. Charlotte, 2013.

Вернуться к началу