ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕДОПРЕДЕЛЕ́НИЕ (греч. προορισμός, лат. praedestinatio), религиозное учение о предустановлении Богом окончательной участи человека, т. е. его спасения или осуждения в вечности. Концепция П. основывается на представлении о воле Бога как высшей и предельной причине всего существующего, в т. ч. и всех поступков людей. Т. о., П. является теологич. версией детерминизма. Эта концепция вступает в противоречие с учением о свободе воли человека как основании его ответственности за собств. будущую участь.
Для иудаизма учение о П. в целом чуждо, однако часто используется для различения евр. религ. школ межзаветного периода: фарисеев, учивших, что не всё предопределено и некоторые события зависят от человеческой воли, саддукеев, отрицавших вмешательство Бога в дела людей, ессеев, настаивавших на полной зависимости происходящего от воли Бога. Нормативный талмудич. иудаизм рассматривает свободу выбора между добром и злом как имманентную часть человеческой сущности, как дар Бога человеку, но при этом признаётся Божественное всемогущество, проявляющееся в абсолютном знании всего сущего, в т. ч. и выбора каждого отд. человека.
В христианстве в посланиях ап. Павла решение проблемы П. связывается с понятием благодати, т. е. сверхъестественного Божественного дара, благодаря которому спасаются те, кого Бог заранее определил спасти. Ап. Павел показывал иллюзорность индивидуалистич. стремлений к нравственному совершенству, утверждая, что без Божественной помощи спасение для человека недостижимо. Учение ап. Павла о благодати развивал в антипелагианских (см. Пелагианство) сочинениях блж. Августин. Полагая, что после грехопадения природа человека заражена грехом первородным и его последствиями, от которых человек не может освободиться собств. силами, Августин учил о том, что Бог в предопределяющем решении постановляет избавить от греха тех, кого Ему угодно спасти, лишь эти предопределённые люди наследуют вечную жизнь. В отношении непредопределённых Бог не принимает никакого решения. Полемика между последователями Августина и его противниками, полагавшими, что его концепция упраздняет свободу человеческой воли и ответственность человека за свои поступки, то явно, то скрыто продолжалась на протяжении всего Средневековья. Так, в 9 в. убеждённым сторонником учения о П. был Готшальк из Орбе, выведший из рассуждений Августина учение о двойном П. – как к спасению, так и к осуждению, не принятое в такой формулировке католич. Церковью. Концепция П. подробно обсуждалась в сочинениях Ансельма Кентерберийского, Петра Ломбардского, Григория из Римини и мн. др. представителей схоластики. В 1713 буллой папы Римского Климента XI «Unigenitus» были осуждены взгляды на П. янсенистов, стремившихся сохранить августиновское учение о П. и радикализировавших его.
Учение Августина о П. было воспринято и развито деятелями Реформации. М. Лютер, всецело отвергая свободу человеческой воли и уча о «рабстве воли», считал Божественное предопределяющее избрание единственным основанием спасения человека, получающего от Бога веру как сверхъестественный дар. Учение о двойном П., предложенное Ж. Кальвином, согласно которому Бог заранее определяет одних людей к благодати и спасению, других – к греху и осуждению, вызвало ожесточённые споры среди его последователей, в ходе которых от ортодоксальных кальвинистов (см. Ортодоксия) отделились группы, отказавшиеся признать это учение (арминиане и др.).
В православии учение о П. не развивалось в столь радикальных формах, как в зап. христианстве; у вост. христианских писателей (Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин) П. обычно объясняется через концепцию Божественного предвидения, согласно которой Бог всё предвидит, но не всё предопределяет.
Божественное предустановление и П. (араб. аль-када ва-ль-кадар) событий в мире и человеческой жизни является одним из осн. положений исламского вероучения. В прошлом оно вызывало острые богословские споры. Так, джабриты считали, что человек принуждаем Богом к своим действиям, кадариты же, в частности мутазилиты, ограничивали П., признавая определённую свободу воли человека. Популярной была рационалистич. концепция ашаризма о присвоении (касб) человеком предопределённых Аллахом поступков и человеческой ответственности за них.