ГРИГО́РИЙ ИЗ РИ́МИНИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ ИЗ РИ́МИНИ (Gregorius de Arimino, Ariminensis; Gregorio da Rimini) (ок. 1300, Римини – ноябрь 1358, Вена), итал. богослов, философ и естествоиспытатель. Поч. прозвище – Подлинный доктор (Doctor authenticus). Чл. ордена братьев-отшельников св. Августина (генерал в 1357–58). Преподавал в Париже (1323–29), затем в Болонье, Падуе, Перудже, снова в Париже (1341–1351) и в орденской школе в Римини (с 1351). Гл. труд: «Чтение на первую и вторую книги "Сентенций"» («Lectura super Primum et secundum Sententiarum», 1344; vol. 1–7, 1979–1987). Убеждённый сторонник августинианства, Г. из Р. разделял в то же время и мн. номиналистич. положения У. Оккама.
Указывая на полную недетерминированность акта свободного Божественного произволения, Г. из Р. исключал истины веры из области логич. доказательства, применимого лишь к знаниям «науки» (scientia). Объекты и явления, с которыми имеет дело естеств. опыт, случайны, ибо всегда могут быть изменены, если Бог этого пожелает. Т. о., если даже признавать, что мир конечен во времени и пространстве и что численно он один, нет к.-л. препятствий тому, чтобы Бог сделал его бесконечным и вечным или сотворил, помимо нашего, иные миры. Внешняя, чувственно воспринимаемая реальность в силу её случайности не может быть объектом науки, так что единственно возможный её объект находится в самой душе – это та умственная реальность, которая состоит из логически обосновываемых смысловых значений, проистекающих из умозаключений (significata conclusionum). Т. о., универсальное познание (notitia universalis) связано со знаками, представляющими группы индивидуумов. Исходя из этого, Г. из Р. настаивал на первенстве интуиции в познании как внешнего, так и внутр. мира.
Естественно-науч. интересы Г. из Р. близки тематике представителей оксфордской и парижской школ (вопрос о математич. непрерывности и бесконечности и др.).