Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИГО́РИЙ ИЗ РИ́МИНИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 752

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

ГРИГО́РИЙ ИЗ РИ́МИНИ (Gregorius de Arimino, Ariminensis; Gregorio da Rimi­ni) (ок. 1300, Ри­ми­ни – но­ябрь 1358, Ве­на), итал. бо­го­слов, фи­ло­соф и ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель. Поч. прозвище – Под­лин­ный док­тор (Doctor authenticus). Чл. ор­де­на брать­ев-от­шель­ни­ков св. Ав­гу­сти­на (ге­не­рал в 1357–58). Пре­по­да­вал в Па­ри­же (1323–29), за­тем в Бо­ло­нье, Па­дуе, Пе­руд­же, сно­ва в Па­ри­же (1341–1351) и в ор­ден­ской шко­ле в Ри­ми­ни (с 1351). Гл. труд: «Чте­ние на пер­вую и вто­рую кни­ги "Сен­тен­ций"» («Lectura super Primum et secundum Senten­tia­rum», 1344; vol. 1–7, 1979–1987). Убе­ж­дён­ный сто­рон­ник ав­гу­сти­ни­ан­ст­ва, Г. из Р. раз­де­лял в то же вре­мя и мн. но­ми­на­листич. по­ло­же­ния У. Ок­ка­ма.

Ука­зы­вая на пол­ную не­де­тер­ми­ни­ро­ван­ность ак­та сво­бод­но­го Бо­же­ст­вен­но­го про­из­во­ле­ния, Г. из Р. ис­клю­чал ис­ти­ны ве­ры из об­лас­ти ло­гич. до­ка­за­тель­ст­ва, при­ме­ни­мо­го лишь к зна­ни­ям «нау­ки» (scientia). Объ­ек­ты и яв­ле­ния, с ко­то­ры­ми име­ет де­ло ес­теств. опыт, слу­чай­ны, ибо все­гда мо­гут быть из­мене­ны, ес­ли Бог это­го по­же­ла­ет. Т. о., ес­ли да­же при­зна­вать, что мир ко­не­чен во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве и что чис­лен­но он один, нет к.-л. пре­пят­ст­вий то­му, что­бы Бог сде­лал его бес­ко­неч­ным и веч­ным или со­тво­рил, по­ми­мо на­ше­го, иные ми­ры. Внеш­няя, чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мая ре­аль­ность в си­лу её слу­чай­но­сти не мо­жет быть объ­ек­том нау­ки, так что един­ст­вен­но воз­мож­ный её объ­ект на­хо­дит­ся в са­мой ду­ше – это та ум­ст­вен­ная ре­аль­ность, ко­то­рая со­сто­ит из ло­ги­че­ски обос­но­вы­вае­мых смы­сло­вых зна­че­ний, про­ис­те­каю­щих из умо­зак­лю­че­ний (significata conclusionum). Т. о., уни­вер­саль­ное по­зна­ние (notitia universalis) свя­за­но со зна­ка­ми, пред­став­ляю­щи­ми груп­пы ин­ди­ви­дуу­мов. Ис­хо­дя из это­го, Г. из Р. на­стаи­вал на пер­вен­ст­ве ин­туи­ции в по­зна­нии как внеш­не­го, так и внутр. ми­ра.

Ес­те­ст­вен­но-на­уч. ин­те­ре­сы Г. из Р. близ­ки те­ма­ти­ке пред­ста­ви­те­лей окс­форд­ской и па­риж­ской школ (во­прос о ма­те­ма­тич. не­пре­рыв­но­сти и бес­ко­неч­но­сти и др.).

Лит.: Leff G. Gregory of Rimini. Tradition and innovation in fourteenth century thought. Manchester, 1961; Gregor von Rimini. Werk und Wirkung bis zur Reformation / Hrsg. von H. A. Oberman. B., 1981; Vignaux P. Justifi­cation et prédestination au XIVé siècle. Duns Scot, Pierre Auriol, Guillaume d’Occam et Grégoire de Rimini. P., 1981.

Вернуться к началу