ПА́ВЕЛ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЕЛ (греч. Παῦλος, лат. Paulus) [вероятно, 5–10, г. Тарс в Киликии, Малая Азия (ныне Тарсус, Турция) – 64–67, Рим], первоверховный апостол (наряду с ап. Петром; при этом П. не входит в число 12 апостолов), автор посланий (писем), включённых в состав Нового Завета, христианский святой. Сведения о его жизни представлены в новозаветных текстах: кн. Деяния апостолов и его собств. посланиях, а также в ранних апокрифах («Деяния Павла и Фёклы», 2 в.). Абсолютная хронология событий при этом весьма приблизительна.
Родился в семье консервативных иудеев рассеяния. Евр. имя при рождении – Савл (Саул) (евр. שאול – Шауль). Имел рим. гражданство, полученное при рождении (Деян. 22:28). Как рим. гражданин имел рим. имя, частью которого, возможно, являлось прозвище (cognomen) Павел (в пер. с лат. – малый); полный состав рим. имени остаётся неизвестным. Возможно, по наследству к Савлу перешло ремесло шитья палаток для рим. армии, которым он зарабатывал на жизнь (Деян. 18:3). Савл был воспитан в традициях строгого фарисейского благочестия (Гал. 1:14). Однако г. Тарс был одним из центров эллинистич. образованности, поэтому Савл хорошо владел греч. яз. и был знаком с греко-рим. культурой. Основное богословское образование получил в Иерусалиме в раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила I (см. Гамалиил), известного своими либеральными взглядами (Деян. 22:3). Именовал себя фарисеем (Деян. 23:6), был строгим ревнителем иудейской веры и гонителем недавно возникшего христианства (Деян. 8:3; Гал. 1:13). Будучи свидетелем смерти в Иерусалиме первомученика Стефана, одобрял его убийство (Деян. 7:58 – 8:1).
От Синедриона Савл получил полномочия преследовать христиан в Дамаске (по одной из традиц. датировок, ок. 31–32). Однако по пути в Дамаск он пережил чрезвычайный мистич. опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом (Деян. 9:1–9). Этот опыт привёл его к обращению в христианство, он был крещён и с именем П. стал ревностным проповедником прежде гонимого им учения. Из Дамаска на 3 года отправился в Аравию, затем вернулся в Дамаск и вскоре посетил Иерусалим (ок. 34–35), где познакомился с апостолами Петром и Иаковом, братом Господним (см. Иаков Праведный), заручившись их поддержкой своей миссии среди язычников (Гал. 1:15–22). П. стал известен в истории Церкви именно как «апостол язычников».
П. миссионерствовал в Сирии и Киликии (ок. 34–35 – 48). В конце этого периода в сопровождении ап. Варнавы совершил т. н. Первое миссионерское путешествие, посетив Кипр и основав христианские общины в городах на юге Малой Азии (Деян. 13:4 – 14:26). За отрицание необходимости обрезания язычников и обязательного соблюдения ими правил иудейской ритуальной чистоты П. подвергался резкой критике со стороны т. н. иудео-христиан. Эти разногласия привели к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме (ок. 48–49), на котором в целом были одобрены осн. принципы проповеди П. и её богословское содержание (Деян. 15:1–29). Так называемое Второе миссионерское путешествие (ок. 49–52) началось в Антиохии, в ходе него П. прошёл Малую Азию и достиг берегов Европы, основал христианские церкви в рим. провинциях Галатия, Азия, Македония (г. Филиппы, г. Фессалоники), Ахайя (г. Коринф). В Коринфе он прожил 1,5 года, после чего был вынужден покинуть город. Через Эфес, Кесарию и Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:35 – 18:22). Так называемое Третье миссионерское путешествие П. (ок. 52–56) пролегало через основанные им прежде церкви в Малой Азии с длительной задержкой в Эфесе, где в течение двух с лишним лет он занимался проповедью в училище философа Тиранна. Успех проповеди П. привёл к падению доходов ремесленников, зарабатывавших на изготовлении и продаже культовых языч. амулетов и сувениров. Серебряных дел мастер Димитрий поднял народное восстание против П., что заставило апостола удалиться из Эфеса. Посетив Коринф, через Малую Азию он прибыл в Иерусалим (Деян. 18:23–21:26). Здесь ненависть иудеев к П. как к отступнику от Закона Моисея переросла в открытые угрозы его жизни. Рим. власти вынуждены были взять П. под стражу. Оказавшись в заточении, он провёл под следствием и судом в г. Кесария 2 года (ок. 56–58), после чего был отправлен в Рим для решения его дела в имперском суде, на который имел право как рим. гражданин. На пути П. попал в кораблекрушение возле о. Мальта, после чего достиг Рима, где провёл в качестве подследственного узника 2 года, при этом имея возможность работать и проповедовать (Деян. 21:27 – 28:31). Дальнейшая судьба П. известна только из церковного предания, которое сообщает о его освобождении, о миссионерских путешествиях (о. Крит, Далмация, Испания), о новом суде над ним в Риме и о его мученич. кончине через отсечение головы при имп. Нероне между 64 и 67.
П. оставил ценнейшее письм. наследие, составляющее 14 посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Среди этих посланий совр. библеистика выделяет 7 безусловно аутентичных: Римлянам, Первое и Второе коринфянам, Галатам, Филиппийцам, Первое фессалоникийцам и Филимону. Семь др. посланий – Ефесянам, Колоссянам, Второе фессалоникийцам, Первое и Второе Тимофею, Титу и Евреям – в той или иной степени подвергаются сомнению в их аутентичности.
Писания П. отразили широкое образование, ум, лит. талант и эмоциональную глубину его личности. В посланиях П. не только засвидетельствовал веру ранней Церкви, но и истолковал её, заложив основы христианского богословия. Не ставя себе целью создание богословской системы, П. выступает скорее как проповедник, учитель и пастырь. Его богословские рассуждения ситуативны как ответы на возникающие в той или иной общине конкретные проблемы вероучительного или нравственного характера. В своей богословской аргументации он опирается на собств. христианский мистич. опыт, а также на традиц. иудейскую учёность и хорошее римско-эллинское образование. В центре богословия П. находится личность Иисуса Христа, пришедшего во плоти Сына Божия, распятого на кресте и воскресшего (1 Кор. 1:23; 2:2; Гал. 2:20). Особое место в его писаниях занимает сотериологич. вопрос об оправдании грешников верой в Иисуса Христа, а не делами Закона (Гал. 2:16; Рим. 3:28). Это богословское положение вызвало ожесточённую критику со стороны консервативных иудео-христиан. В посланиях П. развиты также эсхатологич., экклезиологич. и этич. воззрения ранней Церкви. П. сформулировал ряд социально значимых положений: о межчеловеческих отношениях, об отношении к властям. Важнейшим элементом его практич. наставлений является пастырская забота о вверенных ему церквах и конкретных христианах.
В христианском мире память П. отмечается в один день с памятью ап. Петра – день первоверховных апостолов Петра и Павла [по календарю Рус. православной церкви – 29 июня (12 июля)]. В православной традиции этому дню предшествует многодневный Петров (Апостольский) пост. Частицы мощей П. предположительно находятся в рим. базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Иконография
В апокрифе «Деяния Павла и Фёклы» содержится одно из древнейших описаний внешности П. как человека низкорослого, лысого, «с ногами кривыми, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости…». Самые ранние изображения П. встречаются в росписях катакомб в Риме: Петра и Марцеллина (2-я пол. 3 – 1-я пол. 4 вв.), Домициллы (сер. 4 в.), Претекстата (2-я пол. 4 в.), Комодиллы (4 в.). От ранневизант. периода дошли одиночные образы П. (бронзовая статуэтка кон. 4 в., Нац. археологич. музей, Кальяри). Несмотря на то, что П. не был среди 12 апостолов, его образ включается в их состав [мозаики баптистерия Православных, 451–475; Арианского баптистерия, 493–526; Архиепископской капеллы, 494–519; ц. Сан-Витале, 546–547 (все – в Равенне); ц. Св. Екатерины Синайского мон., 548–565].
Уже с 4 в. образы апостолов Петра и П. выделяются среди изображений др. учеников Христа, что было свидетельством их почитания как первоверховных апостолов (мозаика на триумфальной арке ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме, ок. 432–440). В это время формируется композиция «Traditio legis» («Даяние закона»), символизирующая даяние Христом Церкви новозаветной заповеди любви. В ней П. изображается облачённым в белый гиматий, стоящим или сидящим по правую руку от Христа, который благословляет его либо вручает ему свиток или кодекс [мозаика апсиды мавзолея Констанции в Риме (3-я четв. 4 в.), рельеф саркофага Юния Басса (359, гроты Ватикана)]. Циклы деяний и страстей П. были наиболее полно представлены в несохранившихся мозаиках центр. нефа базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме (440–461), а также в мозаиках ц. Святых апостолов в Константинополе (6 в., не сохр., известны по описанию Николая Месарита). Сцены деяний П. изображались на рельефах саркофагов, наиболее часто встречаются сюжеты «Мученичество», «Побиение камнями», «Чудо с ехидной», «Исцеление сухорукого», «Встреча с апостолом Петром», «Обучение Фёклы». Часто эти сцены совмещались со сценами страстей ап. Петра и Христа (саркофаг Юния Басса; саркофаг с символом Воскресения, сер. 6 в., музей Пио-Кристиано, Ватикан; катакомбы Сан-Себастьяно в Риме). В 12 в. на Сицилии было создано неск. крупных циклов деяний П. (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 1140–50-е гг., собора в Монреале, 1180–94). Изображения П. входят в состав миниатюр иллюминированных рукописей Апостола, а также мн. др. рукописей, содержащих развёрнутые евангельские циклы.
С 6 в. образ П. включается в сцены «Вознесение Господне» и «Сошествие Св. Духа» (миниатюры Евангелия Раввулы, 586, б-ка Лауренциана, Флоренция; рельеф ампулы, 6 в., Сокровищница собора в Монце, Италия; икона «Вознесение» 8–9 вв. из Синайского мон. Св. Екатерины), в сцену «Евхаристия» (дискос из Рихи, 565–578, коллекция Думбартон-Окс, Вашингтон), а также в сцены «Отослание апостолов на проповедь» и «Апостолы, проповедующие народам». С 10–11 вв. образ П. вместе с образом ап. Петра включается в состав композиции Деисуса (икона кон. 11 – нач. 12 вв. из Синайского мон.; икона из мон. Хиландар на Афоне, 1360-е гг.), сцен «Успение Богоматери» (пластина из слоновой кости, кон. 10 в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; фреска на зап. стене ц. Св. Троицы в мон. Сопочаны, Сербия, ок. 1265) и «Страшный суд» (в числе 12 апостолов, мозаика сер. 11 – 2-й пол. 12 вв. на зап. стене ц. Санта-Мария-Ассунта на венецианском о. Торчелло).
Известны также парные изображения апостолов Петра и П., которые интерпретируются как образ Церкви. Иногда апостолы изображаются держащими модель храма или предстоящими Кресту (иконы «Пётр и Павел» из Визант. музея в Афинах, сер. 14 в., и из ризницы мон. Хиландар на Афоне, 18 в.). К редкому варианту иконографии П. относится фреска в ц. Спаса мон. Жича в Сербии (ок. 1309–16), где П. изображён держащим на голове кодекс Евангелия (напротив – ап. Пётр с моделью храма); апостолы представлены здесь как столпы Церкви. С раннехристианского времени известен иконографич. тип «Объятия апостолов Петра и Павла» («Поцелуй мира», пряжка из слоновой кости 1-й четв. 5 в., Музей археологич. раскопок в Кастелламаре-ди-Стабия, мозаики Палатинской капеллы в Палермо, сев. капеллы собора в Монреале и др.).
В др.-рус. иск-ве иконография П. следует осн. вариантам визант. традиции. Самые ранние изображения П. в Древней Руси – выполненные визант. мастерами фрески и мозаики Софийского собора в Киеве (1030–40-е гг.), а также икона «Апостолы Павел и Пётр» (сер. 11 в., из Софийского собора в Великом Новгороде; ныне в собрании Новгородского гос. объединённого музея-заповедника в Великом Новгороде), где апостолы выступают как носители света Христовой истины, раскрытой через них новообращённому народу. Цикл деяний апостолов Петра и П. наиболее полно сохранился в росписях Спасо-Преображенского собора Мирожского мон. в Пскове (1140-е гг.). На Руси создавались парные иконы апостолов Петра и П.: икона (сер. 13 в.) из Белозерска (ГРМ), где апостолы представлены в качестве воинов Христовых (тема, ставшая актуальной в период монголо-тат. нашествия); образ из Успенского собора Московского Кремля (1410-е гг.), икона «Апостолы Пётр и Павел с житием» (16 в., Новгородский гос. музей-заповедник).
С кон. 14 в. образ П. входит в состав деисусного ряда высокого иконостаса. В это время были созданы самые известные на Руси образы П.: из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (кон. 14 в. или 1405; приписывается Феофану Греку), икона «Апостол Павел» из т. н. Звенигородского чина, считающаяся работой Андрея Рублёва (ок. 1400, ГТГ), и икона из деисусного ряда Успенского собора во Владимире (1408, ГРМ); они стали классич. образцами для иконописи 16 – нач. 17 вв. В сер. 15–17 вв. распространяется вариант композиции «Собор 12 апостолов» в виде лозы с полуфигурными изображениями апостолов (фреска сер. 16 в. на галерее Благовещенского собора Московского Кремля). Малораспространённым вариантом иконографии П. являются сцены из «Повести о Петре, царевиче Ордынском» (15 в.): «Явление Петра и Павла царевичу Петру Ордынскому» и «Апостолы Пётр и Павел вручают Ордынскому царевичу Петру деньги на строительство храма» (росписи Архангельского собора Московского Кремля, 1564–65, переписаны во 2-й пол. 17 в.). В кон. 17 в. тема апостольской проповеди (страданий апостольских) распространяется в виде сложных композиц. построений, созданных под влиянием зап. образцов: фреска в Благовещенском соборе Сольвычегодска (1601), икона «Апостольская проповедь» Ф. Е. Зубова (1660–62, Ярославский историко-архит. и худож. музей-заповедник); икона «Распятие с апостольскими страданиями» Фёдора Никитина Рожнова (1699, Музеи Московского Кремля).
В зап.-европ. иск-ве, как и на Востоке, П. изображается лысым, с чёрной остроконечной бородой и крючковатым носом, обычно в тоге рим. гражданина (мозаика в апсиде базилики Санта-Прасседе в Риме, 817–824). Наиболее типичным атрибутом П. становится текст его Посланий, изображаемых в виде закрытой книги, свитка или отд. листов (инициалы, открывающие тексты Посланий в рукописях 9–14 вв.). В Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (9 в., мон. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Рим) изображены житийные сцены П. («Обращение Савла», «Проповедь», «Бегство из темницы» и др.). Житийные циклы П. встречаются в капелле св. Ансельма собора в Кентербери (кон. 12 в.), витражах Шартрского собора (нач. 13 в.). С 12 в. фигура П. становится олицетворением Нового Завета в прообразовательных композициях и изображается рядом с пророками: с Давидом (Флорефская библия, Британская б-ка, Лондон, сер. или 3-я четв. 12 в.), с Моисеем в композиции «Мистическая мельница», где Моисей насыпает зерно Ветхого Завета, а П. собирает муку Нового Завета (капитель нефа ц. Сен-Лазар в Отёне, ок. 1130). Начиная с 13 в. атрибутом П. становится меч (изображение П. на центр. зап. портале Амьенского собора, ок. 1240), которым он был казнён.
В зап.-европ. религ. живописи Нового времени образ П. стал одним из наиболее многогранных. В его трактовке ярко проявилось портретное мастерство таких художников, как А. Дюрер (картина «Четыре апостола», 1526, Старая пинакотека, Мюнхен), Эль Греко (картина «Апостолы Пётр и Павел», ок. 1592, Эрмитаж, С.-Петербург), Рембрандт («Апостол Павел», 1635, Худож.-историч. музей, Вена) и др. Драматизм житийных эпизодов апостола выразили Микеланджело (росписи папской капеллы Паолина в Ватикане, 1542–45), Караваджо (картина «Обращение Савла», 1601, капелла Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме), Пьетро да Кортона (картина «Анания возвращает зрение апостолу Павлу», ок. 1631, ц. Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме) и др. мастера.