Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАМАЛИИ́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 344-345

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГАМАЛИИ́Л (евр. גמליאל), имя 6 иу­дей­ских за­ко­но­учи­те­лей, фа­ри­се­ев, наи­бо­лее из­вест­ны­ми из ко­то­рых бы­ли Га­ма­ли­ил I (Гам­ли­эль Стар­ший, ум. ок. 50) и Га­ма­ли­ил II (ум. ок. 80).

Со­глас­но рав­ви­ни­стич. пре­да­нию, Г. I – внук Гил­ле­ля, вслед за де­дом воз­гла­вил шко­лу, от­но­сив­шую­ся к уме­рен­но­му на­прав­ле­нию рав­ви­ни­стич. бо­го­сло­вия, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой по­ле­ми­зи­ро­ва­ли с бо­лее ра­ди­каль­ной шко­лой Шам­мая (2-я пол. 1 в. до н. э. – 1-я пол. 1 в. н. э.); Г. I был учи­те­лем ап. Пав­ла (Де­ян. 22:3). Позд­нее член, за­тем пер­вен­ст­вую­щий Ве­ли­ко­го ие­ру­са­лим­ско­го си­нед­рио­на. Авив, сын Г. I, был од­ним из во­ж­дей Иу­дей­ской вой­ны. Г. I – ав­тор мн. га­ла­хи­че­ских по­ло­же­ний, в т. ч. ка­саю­щих­ся рег­ла­мен­та­ции прав жен­щи­ны при по­втор­ном всту­п­ле­нии в брак; как гла­ва си­нед­рио­на на­пи­сал 3 по­сла­ния, 2 из ко­то­рых по­свя­ще­ны во­про­су о де­ся­ти­не, 3-е же, об­ра­щён­ное к иу­де­ям ди­ас­по­ры, го­во­рит о не­об­хо­ди­мо­сти сде­лать год ви­со­кос­ным пу­тём при­бав­ле­ния 13-го ме­ся­ца.

В Но­вом За­ве­те о Г. I го­во­рит­ся как о «за­ко­но­учи­те­ле, ува­жае­мом всем на­ро­дом» (Де­ян. 5:34), вы­сту­пив­шем пе­ред си­нед­рио­ном с ре­чью в за­щи­ту апо­сто­лов (Де­ян. 5:34–40); имен­но ему при­пи­сы­ва­ет­ся зна­ме­ни­тая фра­за: «…ес­ли это пред­при­ятие и это де­ло – от че­ло­ве­ков, то оно раз­ру­шит­ся, а ес­ли от Бо­га, то вы не мо­же­те раз­ру­шить его; бе­ре­ги­тесь, что­бы вам не ока­зать­ся и бо­го­про­тив­ника­ми» (Де­ян. 5:38–39). Г. I яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным хри­сти­ан­ским свя­тым, упо­мя­ну­тым в Но­вом За­ве­те, ав­то­ри­тет ко­то­ро­го при­зна­ёт­ся так­же и в иу­да­из­ме. Па­мять в пра­во­слав­ной церк­ви – 2 авг. (в день об­ре­те­ния мо­щей свя­тых пра­вед­ников Ни­ко­ди­ма и Ави­ва); со­глас­но Рим­ско­му мар­ти­ро­ло­гу – 3 ав­гу­ста.

Внук и пре­ем­ник Г. I, Г. II в ти­ту­ле и на по­сту на­си (пер­вен­ст­вую­щий си­не­дрио­на; по­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Хра­ма – «пат­ри­арх»), ви­дел осн. цель сво­ей дея­тель­но­сти в спло­че­нии на­ро­да во­круг То­ры и ук­ре­п­ле­нии зна­че­ния но­во­го цен­тра учё­но­сти в Ям­нии (ны­не Яв­не), ав­то­ри­тет ко­то­ро­го по­сле раз­ру­ше­ния Вто­ро­го Хра­ма мог бы спо­соб­ст­во­вать в т. ч. вос­ста­нов­ле­нию зна­че­ния си­не­дрио­на как выс­ше­го за­ко­но­дат. ор­га­на и вер­хов­но­го су­да. Боль­шое вни­ма­ние Г. II уде­лял уни­фи­ка­ции Га­ла­хи; им и его уче­ни­ка­ми из Ям­нии бы­ли за­ло­же­ны ос­но­вы Миш­ны.

Вернуться к началу