ОРТОДО́КСИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРТОДО́КСИЯ (греч. ὀρϑοδοξία – правильное мнение) в протестантизме, основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии во 2-й пол. 16 – нач. 18 вв. Формирование О. было связано с характерными для 16 в. многочисл. спорами между протестантами о догматах веры. Теологи и религ. деятели, желавшие сохранить верность учению основоположников Реформации (М. Лютера, Ж. Кальвина, Т. Безы, М. Буцера, Г. Буллингера и др.), называли свои взгляды ортодоксальными (правоверными), т. е. соответствующими с их точки зрения учению древней христианской Церкви и протестантской традиции.
Вероисповедным основанием лютеранской О. является составленная по инициативе светских властей Германии и принятая большинством лютеранских теологов Книга согласия (1580), издание и распространение которой положило конец мн. богословским дискуссиям, т. к. преподавателям теологии в ун-тах было предписано излагать учение, не противоречащее её содержанию. Для богословского метода лютеранской О. характерны: ориентация на Библию как на высший источник истины и использование её в качестве критерия, позволяющего отличать ортодоксальное учение от гетеродоксального (еретического); стремление к построению на основании рациональной интерпретации Библии единой системы богословских положений, которая охватывала бы все сферы познания и жизни; широкое использование аристотелевской логики и метафизики для обоснования вероучения и придания ему вида науч. знания; привлечение для подтверждения теоретич. положений обширного материла, почерпнутого из предшествующей богословской традиции (сочинений отцов Церкви, католич. теологов, основоположников Реформации). Содержавшие подробные обсуждения множества частных вопросов теологии, весьма крупные по объёму и сложные по содержанию сочинения приверженцев О. во многом сближались с трактатами ср.-век. католич. схоластов, вследствие чего лютеранская ортодоксия нередко называется также протестантской схоластикой. Наиболее видные представители лютеранской О.: М. Хемниц (1522–86), один из авторов «Формулы согласия»; И. Герхард (1582–1637), проф. теологии в Йене, автор 9-томного соч. «Богословские вопросы» («Loci theologici», 1610–22); А. Калов (1612–86), проф. теологии в Виттенберге, автор 12-томного соч. «Система богословских вопросов» («Systema locorum theologicorum», 1655–1677), активный полемист с католиками, кальвинистами и социнианами; И. А. Квенштедт (1617–88), профессор теологии в Виттенберге, талантливый полемист и систематизатор, автор соч. «Догматико-полемическая теология» («Theologia didactico-polemica», 1685); Д. Холлац (1648–1713), автор соч. «Учебное изложение теологии» («Examen theologicum acroamaticum», 1707), последний крупный богослов лютеранской ортодоксии.
Для кальвинистской О. определяющим было стремление оградить от любых попыток пересмотра теологию Ж. Кальвина, наиболее полно представленную в его трактате «Наставление в христианской вере». Центр. темой богословских дискуссий в 16–17 вв. стало учение Кальвина о двойном предопределении, отказ от принятия которого означал выход за пределы О. Богословы О. вели борьбу с распространением гетеродоксальных взглядов Я. Арминия (1560–1609) (см. Арминианство), М. Амиро (1596–1664), С. Епископия (1583–1644) и др. Офиц. выражением вероисповедания кальвинистской О. являются направленные против арминиан Каноны Дортского синода (1618–19); их богословское обоснование и раскрытие с позиций О. предлагали Ф. Гомар (1563–1641), Г. Воэций (1589–1676), С. Марезий (1599–1673), Ф. Турреттини (1623–87) и мн. др. теологи-ортодоксы. Наряду с полемикой, направленной против католиков, лютеран, инакомыслящих протестантов, атеистов и деистов, представители кальвинистской О. также выступали против протестантских теологов, считавших допустимым использование для богословских целей филос. концепций, разработанных П. де ла Рамэ (1515–72), Р. Декартом и его последователями (картезианцами).
К сер. 18 в. как лютеранская, так и кальвинистская О. потеряли главенствующее положение в ун-тах, где всё более популярным становился пиетизм, представители которого уделяли преимущественное внимание не теоретич. богословским вопросам, а практике христианской жизни, личной связи человека с Богом, вследствие чего были способны дать более востребованные ответы на религ. запросы людей эпохи Просвещения, чем придерживавшиеся О. теологи. Однако в качестве университетской теологии, представленной немногочисл. профессорами, выступавшими против любых богословских новшеств, О. продолжала существовать до нач. 19 в.