КОПИ́НСКИЙ ИСА́ИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОПИ́НСКИЙ ИСА́ИЯ (Копыстенский) [г. рожд. неизв., с. Копин (ныне Люблинское воеводство, Польша) – 5(15).10.1640, Киев], митрополит Киевский, просветитель, аскет-мистик, последователь исихазма.
Из шляхетской семьи. Образование получил на Волыни (возможно, в Остроге). Ок. 1600 принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре, где его наставником был архим. Елисей (Плетенецкий), прожил в лавре ок. 15 лет, состоял «начальником» Ближних (Антониевых) пещер. В 1614 удалился в Густынский мон. недалеко от г. Прилуки, летом 1615 вернулся в Киев, был старшим иеромонахом Братского Богоявленского мон. и первым ректором православного училища, с 1616 настоятель Межигорского Спасо-Преображенского мон. под Киевом. В 1619 К. И. основал Мгарский Спасо-Преображенский мужской мон. близ г. Лубны, а также Покровский Подгорский Ладинский женский мон. близ г. Прилуки. Возможно, в 1619 он вернулся в Киево-Печерскую лавру.
Патриарх Иерусалимский Феофан 6(16).10.1620 в киевском Братском Богоявленском мон. без согласия польск. короля, тайно, ночью рукоположил К. И. в епископы Перемышльские, однако польск. власти не допустили его в епархию, и он вернулся в Киев. Позднее жил в Густынском и Мгарском монастырях под защитой князей Вишневецких. Поддерживал стремление части укр.-белорус. духовенства и казачества к сближению Украины с Россией вплоть до воссоединения. В 1622 основал православное братство при лубенском Троицком соборе, в 1632 – «младшее» братство Св. Юрия при луцком Крестовоздвиженском братстве. В 1622 во время очередных гонений на православных направил посольство к рус. правительству с просьбой о переходе группы духовных лиц и крестьян в пределы России. Ок. 1628 К. И. назначен епископом Смоленским и Черниговским, однако вновь не был допущен польск. властями к управлению епархией; участвовал в анафематствовании «Апологии» Мелетия (Смотрицкого). 20(30).7.1631 при поддержке казачества К. И. был избран митр. Киевским, но его избрание не признали часть духовенства и польск. Сейм.
К. И. считался представителем традиционалистского крыла духовенства Киевской митрополии, боролся против Петра Могилы, обвиняя его в тайном католичестве и пропольских настроениях. После того, как в 1632 Пётр Могила, получив признание польск. коронационного Сейма и патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса, стал митрополитом Киевским, К. И. обратился за помощью к казакам. В ответ на это митр. Пётр обвинил К. И. в гос. измене, обнародовал его переписку с рус. правительством. Казаки выдали К. И., и он некоторое время провёл под арестом в Киево-Печерской лавре, освобождён после формального признания Петра Могилы. В 1634–35 получил в управление Михайловский Златоверхий мон., резиденцию киевских митрополитов. Оставался в оппозиции Петру Могиле. Стремясь противостоять планам создания самостоят. Киевского патриархата, К. И. выступил идейным вдохновителем казацких волнений 1637–1638. После того, как в 1636 племянник Петра Могилы кн. И. Е. Вишневецкий лишил К. И. права опеки над Густынским и Мгарским монастырями, он переселился в Полесье, пытался через суд восстановить свои права на управление Михайловским Златоверхим мон., безуспешно жаловался на своих противников польск. королю Владиславу IV.
Из сочинений К. И. наиболее известна «Лествица духовного по Бозе иноческого жительства» (др. название – «Алфавит духовный в ползу иноком и мирским»), включающая библейские толкования и молитвенные стихословия; в 18–19 вв. выдержала 14 изданий. К. И. принадлежат также «Протестация» [1621, совм. с Иовом (Борецким) и Иезекиилем (Курцевичем)], в которой впервые была выдвинута идея о необходимости перехода православного населения Речи Посполитой в подданство московского царя, «Статут Братства юношеского», «Поучение князю Иеремии Вишневецкому, отступившему от православия» (1631) и др. Похоронен в Киево-Печерской лавре.