НИ́КОН ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́КОН ВЕЛИ́КИЙ (? – 1088, Киево-Печерский мон.), рус. церковный деятель, один из наиболее известных представителей печерского монашества начальной поры, игумен Киево-Печерского мон. (1077/78–1088), святой Рус. православной церкви. Биография Н. В. восстанавливается на основе сведений Жития Феодосия Печерского (не позднее нач. 12 в.) и Киево-Печерского патерика (1-я треть 13 в.), а также отд. данных «Повести временных лет». Происхождение Н. В. неизвестно. С 1050-х гг. известен как один из первых сподвижников Антония Печерского, являлся священником обители. Именно Н. В. постриг в монахи прп. Ефрема (будущего митр. Переяславского), а также Варлаама – сына одного из приближённых киевского кн. Изяслава Ярославича (очевидно, без разрешения последнего), что вызвало гнев князя на печерскую братию. Конфликт с монастырём был урегулирован, но Н. В. пришлось удалиться в Тмутаракань, где он основал собств. обитель Пресвятой Богородицы по образцу Киево-Печерского мон. В 1067, после гибели тмутараканского кн. Ростислава Владимировича, Н. В. был отправлен к черниговскому кн. Святославу Ярославичу с просьбой послать сына Глеба на княжение в Тмутаракань. В 1067/68 Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон., где ставший игуменом прп. Феодосий Печерский, «яко отьца его себе имеяшеть», поручал Н. В. как старейшему управление братией в своё отсутствие. Н. В. обращался к монахам с наставлениями и поучениями. После конфликта печерских монахов с киевским князем Святославом Ярославичем (1073), вызванного его незаконным вокняжением в Киеве, Н. В. снова отъехал в Тмутаракань. Окончательно вернулся в Киево-Печерский мон., вероятно, после смерти кн. Святослава Ярославича (дек. 1076). Возможно, с появлением Н. В. в монастыре было связано возмущение братии против преемника Феодосия Печерского игумена Стефана, после удаления которого игуменом был избран Н. В. При нём в монастыре были проведены работы по росписи каменного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы (строительство завершено летом 1077) и украшению его мозаикой. Похоронен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. День памяти – 23 марта ст. ст.
Вслед за А. А. Шахматовым исследователи с именем Н. В. нередко связывают один из этапов становления др.-рус. летописания – создание в Киево-Печерском мон. Свода 1072/73 (т. н. Свода Никона), характерной чертой которого, среди прочего, служит наличие комплекса информации о Тмутараканском княжестве (о поединке кн. Мстислава Владимировича и кн. Редеди, об отравлении кн. Ростислава Владимировича и др.). Влияние Н. В. на печерское летописание отрицать нельзя, но представление о нём как об авторе летописи вызывает сомнение. Невозможно также (в т. ч. и по канонич. причинам) принять гипотезу М. Д. Присёлкова, будто под именем Никона принял схиму киевский митр. Иларион после своего сведéния с митрополии в сер. 1050-х гг., и связанную с таким отождествлением попытку охарактеризовать церковно-политич. идеологию Н. В. как борца за «национально-независимое существование» Рус. церкви.