АНТО́НИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТО́НИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ (в миру Антипа) (ок. 983, Любеч, ныне Черниговская обл., Украина – 1073), преподобный, один из основоположников монашества в Киевской Руси, основатель Киево-Печерского мон. (см. Киево-Печерская лавра).
Немногочисл. сведения об А. П. сохранились в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. По преданию, принял постриг в одном из монастырей Св. горы Афон. Согласно редакции Киево-Печерского патерика, датируемой 1462, А. П. возвратился на Русь после смерти св. кн. Владимира Святославича (1015), но из-за княжеской междоусобицы вновь ушёл на Афон. Второе возвращение А. П. в Киев по разл. источникам датируется нач. 1030-х гг. или, что более достоверно, ок. 1051. Поселился на берегу р. Днепр, близ с. Берестово под Киевом, в пещере (ныне – т. н. Дальние, или Феодосиевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Первоначально А. П. жил как отшельник. Но уже в 1050-х гг. вокруг него стали собираться ученики, в числе которых – Никон Великий (летописец). С ростом числа монашествующих А. П. оставил игуменство, а сам удалился в др. пещеру (ныне – т. н. Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Живя здесь отшельником, А. П. продолжал осуществлять духовное руководство братией. Продолжателем дела А. П. стал его ученик Феодосий Печерский.
Ок. 1069 произошёл конфликт между А. П. и вел. кн. Изяславом Ярославичем. А. П. был вынужден укрыться от княжеского гнева в Чернигове, у Святослава Ярославича. Здесь А. П. основал Болдинский пещерный монастырь. А. П. вернулся в Киев только после того, как Святослав, изгнав Изяслава, стал княжить в столице Руси (весна 1073). В том же 1073 А. П. указал место закладки каменного Успенского собора Киево-Печерского мон. Вскоре А. П. скончался и согласно завещанию был погребён в своей пещере. Мощи А. П. и поныне находятся «под спудом» в Ближних пещерах.
Древнейшим из сохранившихся иконописных изображений А. П. является его образ на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288), хотя в Киево-Печерском патерике уже в 12 в. упоминаются иконы А. П. В созданных в Сев.-Вост. Руси на рубеже 14–15 вв. списках Пролога появляется «Слово об Антонии», возможно, составленное в более раннее время. В сер. – 3-й четв. 15 в. на основе «Слова» создано житие А. П. С 14 в. известны храмы, посвящённые А. П. (чаще всего – совместно с прп. Феодосием Печерским). Древнейшая церковная служба А. П. составлена в 1459–61 в Великом Новгороде Пахомием Сербом по заказу архиеп. Ионы. Дни памяти отмечаются: 10(23) июля, 2(15) сент., 28 сент. (11 окт.) – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.