Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНТО́НИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 73-74

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Петрушко

АНТО́НИЙ ПЕЧЕ́РСКИЙ (в ми­ру Ан­ти­па) (ок. 983, Лю­беч, ны­не Чер­ни­гов­ская обл., Ук­раи­на – 1073), пре­по­доб­ный, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков мо­на­ше­ст­ва в Ки­ев­ской Ру­си, ос­но­ва­тель Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. (см. Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра).

Печерская (Свенская) икона Божией Матери с предстоящими Феодосием и Антонием. Киев, ок. 1288. Третьяковская галерея (Москва). Архив «Православной энциклопедии»

Не­мно­го­числ. све­де­ния об А. П. со­хра­ни­лись в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» и Кие­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке. По пре­да­нию, при­нял по­стриг в од­ном из мо­на­сты­рей Св. го­ры Афон. Со­глас­но ре­дак­ции Кие­во-Пе­чер­ско­го па­те­ри­ка, да­ти­руе­мой 1462, А. П. воз­вра­тил­ся на Русь по­сле смер­ти св. кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча (1015), но из-за кня­же­ской меж­до­усо­би­цы вновь ушёл на Афон. Вто­рое воз­вра­ще­ние А. П. в Ки­ев по разл. ис­точ­ни­кам да­ти­ру­ет­ся нач. 1030-х гг. или, что бо­лее дос­то­вер­но, ок. 1051. По­се­лил­ся на бе­ре­гу р. Днепр, близ с. Бе­ре­сто­во под Кие­вом, в пе­ще­ре (ны­не – т. н. Даль­ние, или Фео­до­сие­вы, пе­ще­ры Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры). Пер­во­на­чаль­но А. П. жил как от­шель­ник. Но уже в 1050-х гг. во­круг не­го ста­ли со­би­рать­ся уче­ни­ки, в чис­ле ко­то­рых – Ни­кон Ве­ли­кий (ле­то­пи­сец). С рос­том чис­ла мо­на­ше­ст­вую­щих А. П. ос­та­вил игу­мен­ст­во, а сам уда­лил­ся в др. пе­ще­ру (ны­не – т. н. Ближ­ние, или Ан­то­ние­вы, пе­ще­ры Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры). Жи­вя здесь от­шель­ни­ком, А. П. про­дол­жал осу­ще­ст­в­лять ду­хов­ное ру­ко­во­дство бра­ти­ей. Про­дол­жа­те­лем де­ла А. П. стал его уче­ник Фео­до­сий Пе­чер­ский.

Ок. 1069 про­изо­шёл кон­фликт ме­ж­ду А. П. и вел. кн. Изя­сла­вом Яро­сла­ви­чем. А. П. был вы­ну­ж­ден ук­рыть­ся от кня­же­ско­го гне­ва в Чер­ни­го­ве, у Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча. Здесь А. П. ос­но­вал Бол­дин­ский пе­щер­ный мо­на­стырь. А. П. вер­нул­ся в Ки­ев толь­ко по­сле того, как Свя­то­слав, из­гнав Изя­сла­ва, стал кня­жить в сто­ли­це Ру­си (вес­на 1073). В том же 1073 А. П. ука­зал ме­сто за­клад­ки ка­мен­но­го Ус­пен­ско­го со­бо­ра Кие­во-Пе­чер­ско­го мон. Вско­ре А. П. скон­чал­ся и со­глас­но за­ве­ща­нию был по­гре­бён в сво­ей пе­ще­ре. Мо­щи А. П. и по­ны­не на­хо­дят­ся «под спу­дом» в Ближ­них пе­ще­рах.

Древ­ней­шим из со­хра­нив­ших­ся ико­но­пис­ных изо­бра­же­ний А. П. яв­ля­ет­ся его об­раз на Пе­чер­ской (Свен­ской) ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри (ок. 1288), хо­тя в Кие­во-Пе­чер­ском па­те­ри­ке уже в 12 в. упо­ми­на­ют­ся ико­ны А. П. В соз­дан­ных в Сев.-Вост. Ру­си на ру­бе­же 14–15 вв. спи­сках Про­ло­га по­яв­ля­ет­ся «Сло­во об Ан­то­нии», воз­мож­но, со­став­лен­ное в бо­лее ран­нее вре­мя. В сер. – 3-й четв. 15 в. на ос­но­ве «Сло­ва» соз­да­но жи­тие А. П. С 14 в. из­вест­ны хра­мы, по­свя­щён­ные А. П. (ча­ще все­го – со­вме­ст­но с прп. Фео­до­си­ем Пе­чер­ским). Древ­ней­шая цер­ков­ная служ­ба А. П. со­став­ле­на в 1459–61 в Ве­ли­ком Нов­горо­де Па­хо­ми­ем Сер­бом по за­ка­зу ар­хи­еп. Ио­ны. Дни па­мя­ти от­ме­ча­ют­ся: 10(23) ию­ля, 2(15) сент., 28 сент. (11 окт.) – в Со­бо­ре пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских, в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ваю­щих, во 2-ю не­де­лю Ве­ли­ко­го по­ста – в Со­бо­ре всех пре­по­доб­ных от­цов Кие­во-Пе­чер­ских.

Ис­точн.: Па­те­рик Ки­ев­ско­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. СПб., 1911; Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. 2-е изд. СПб., 1908. Т. 2; То же. Л., 1926–1928. Т. 1.

Лит.: Шах­ма­тов А. А. Жи­тие Ан­то­ния Пе­чер­ско­го и Ки­ев­ская ле­то­пись // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1898. № 3; Ро­за­нов С. П. К во­про­су о Жи­тии прп. Ан­то­ния Пе­чер­ско­го // Из­вес­тия От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти. 1914. Вып. 19/1; Thom­son F. J. Saint An­thony of Kiev – the facts and the fic­tion: the leg­end of the Bless­ing of Athos upon early rus­sian mo­nas­ticism // СТЕФАНОС: Stu­dia byz­an­tina ac slavica Vladi­miro Vavřínek ad an­num sexage­simum quin­tum dedi­cata. Praha, 1995 (Bsl. T. 56/1–3); На­за­рен­ко А. В., Ту­ри­лов А. А., Чер­но­маз И. Б. Ан­то­ний, прп. Пе­чер­ский // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. 2; Ар­та­мо­нов Ю. А. К ис­то­рии Жи­тия Ан­то­ния Пе­чер­ско­го // Сред­не­ве­ко­вая Русь. М., 2001. Вып. 3.

Вернуться к началу