СОФИ́ЙСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОФИ́ЙСКИЙ СОБО́Р в Киеве, главный храм Киевской Руси и рус. митрополии (до кон. 13 в.), памятник архитектуры. Построен визант. мастерами к 1037 (по др. данным, в 1037–46) вместо сгоревшей в 1017 одноим. дерев. церкви, заложенной предположительно в 1011 по заказу кн. Ярослава Владимировича. Представляет собой 5-нефный крестово-купольный храм с 5 апсидами и 13 куполами, развивает традиции Десятинной церкви. Центр. купол диаметром 7,7 м и др. своды опираются на крещатые столпы. Наос с 3 сторон окружён двойными галереями, первоначально открытыми. Возведён преим. из плинфы с использованием камня, на цемяночно-известковом растворе. Фасады украшены керамопластич. декорацией. Среди местных архит. особенностей – 2 башни на зап. фасаде, ведущие на княжеские хоры, где сохранились фрески со светскими сценами, в т. ч. со сценами охоты и игр на ипподроме; узкие барабаны куполов также не характерны для совр. визант. архитектуры. После 1633 по заказу митр. Петра Могилы выполнены масштабное поновление собора и перестройка его верхней части в стиле укр. барокко (проект арх. О. Манчини; ныне С. с. имеет 19 куполов).
Интерьер собора украшен мозаиками (верхняя зона наоса и алтарь) и фресками (нижняя часть стен, боковые алтарные помещения, хоры), исполненными визант. мастерами (до 1046). Мозаичные изображения Христа Пантократора в куполе, 12 апостолов в простенках барабана, 4 евангелистов в парусах, Богоматери Оранты и сцены Евхаристии в апсиде, сцены Благовещения на вост. столпах – традиц. элементы декорации ср.-визант. храма; образы святых отличают статуарность, крупные пропорции, скованные движения и «остановившиеся» взгляды, выражающие аскетич. тенденции иск-ва 1030–40-х гг. Первоначальные росписи включали более 700 образов отдельно стоящих святых; их бо́льшая часть сохранилась, но нуждается в атрибуции в связи с утратой сопроводит. надписей. Мн. изображения святых указывают на нахождение в соборе частиц их мощей (напр., папы Климента I, мощи которого были обретены Владимиром Святославичем). Фрески также содержат портреты ктиторов (зап. рукав креста) и житийные циклы Св. Георгия (небесного покровителя кн. Ярослава Владимировича), апостолов Петра и Павла, архангела Михаила (боковые апсиды) и Пресвятой Богородицы. Стены храма покрывают более 5 тыс. др.-рус. и др. граффити (в т. ч. 11–12 вв.). До 1929 С. с. был действующим храмом, с 1934 – музей, ныне Укр. нац. музей-заповедник «София Киевская». Включён в список Всемирного наследия.