СТРОФА́
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРОФА́ (греч. στροφή, букв. – поворот), 1) в стихосложении – группа стихов, объединённых к.-л. формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. В античной поэзии С. организовывалась преим. упорядоченным чередованием стихов разл. метра (алкеева строфа, сапфическая строфа), в новоевропейской – упорядоченным чередованием стихов с разл. окончаниями (см. Клаузула) и рифмами. Длина С. обычно достаточно невелика: она должна быть непосредственно ощутимой (2–16 стихов, редко – больше); внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (напр., три 4-стишия и 2-стишие в «онегинской строфе»), а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (запев и припев в песнях; С., антистрофа и эпод в античной хоровой лирике). Роль С. в ритмич. строении текста аналогична роли предложения в синтаксич. строении текста; поэтому обычно С. тяготеет к синтаксич. законченности, начальная часть С. приобретает повышающуюся интонац. антикаденцию, а конечная – понижающуюся каденцию (т. н. Aufgesang и Abgesang – нем.); построение С. стремится к разл. формам симметрич. параллелизма. Конец С. часто отмечается облегчением ритма: укороченным стихом, укороченным (мужским) окончанием, неполноударными строками. Некоторые виды С., будучи разработаны в нар. или лит. поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют связь с ними и в дальнейшем употреблении: так, 2-стишия элегического дистиха служат знаком традиции античной поэзии, 2-стишия александрийского стиха и 10-стишия одических строф – классицизма, 3-стишия терцин – «Божественной комедии» Данте, 4-стишия 4–3–4–3-стопного ямба – герм. баллад, 8-стишия октав – Возрождения. Такие «твёрдые» строфы смыкаются с т. н. твёрдыми формами, в которых заданы не только строфика, но и объём стихотворения. Строфически организованные тексты противопоставляются «астрофическим», в которых группировка строк определяется не формальными признаками, а только синтаксисом и смыслом (напр., «Илиада» или рус. былины). Между строфич. и астрофич. текстами возможны промежуточные формы, напр. тексты со строфами непостоянной длины («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, где «строфоиды» состоят из неопределённого количества строк с дактилич. окончанием, замыкаемых строкой с мужским окончанием) или непостоянной рифмовки («Во глубине сибирских руд...» А. С. Пушкина, где «вольные стансы» представляют собой 4-стишия, но с разл. порядком рифм).
2) В вокальной музыке – строфич. строение текста присуще значит. части текстомузыкальных форм: в григорианском пении это строфич. секвенция, гимн, в раннем европ. многоголосии – кондукт, в муз.-поэтич. творчестве периода арс нова – виреле, баллата и др. твёрдые формы, в эпоху Возрождения – многоголосная песня (итал. канцонетта, исп. романс, франц. шансон и др.), в музыке нем. барокко – протестантский хорал (нередко в форме бар), в музыке Нового времени – строфич. песня (куплетная форма). Термины «строфическая форма» и «строфная каденция» (в отеч. музыкознании начиная с 1980-х гг.) используются в анализах старинной вокальной музыки с учётом специфики стихотворного и отчасти молитвословного текста (выстроенного как ритмическая проза).