ТЕКСТОМУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕКСТОМУЗЫКА́ЛЬНАЯ ФО́РМА (англ. poetic musical form, итал. forma poetico-musicale, франц. forme poético-musicale), тип музыкальной формы, специфика которого определяется строением поэтического текста или молитвословной прозы. Термин введён Ю. Н. Холоповым (1981). Музыкальная логика текстомузыкальной формы обычно выявляется через каденционный план, в котором удельный вес каденций определяется значимостью (весомостью) соответствующих отделов формы стиха (в т. ч. библейского): наименее слабая каденция – внутристрочная, самая сильная – генеральная и т. д. Текстомузыкальная форма как тип господствует в культовой музыке с древнейших времён до наших дней. В светской европейской музыке доминировала до начала 17 в., условно проводимая граница – сборник Дж. Каччини «Le nuove musiche» (1601). Примеры текстомузыкальной формы: древнегреческий сколий Сейкила (1 в.); все жанры григорианского хорала (секвенция, гимн, градуал и др.), византийской и древнерусской церковной монодии (см. Знаменный распев); вокальные формы восточной макамно-мугамной традиции; форма бар у мейстерзингеров и в протестантском хорале; все твёрдые формы в музыке арс нова (баллата, виреле, рондо и т. д.); кондукт 12–13 вв.; мотет и месса у композиторов франко-фламандской (нидерландской) школы; итальянский мадригал 16 в. и мн. др.
Исторические виды светских музыкальных форм с начала 17 в. (соната и др.) рассматриваются как принадлежность т. н. абсолютной, или автономной, музыке, специфика их структуры описывается как имманентно музыкальная, вне зависимости от текста (реального в вокальной музыке или иногда подразумеваемого в инструментальной).