Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРУ́ЧЧИ ОТТАВИАНО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 132

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ПЕТРУ́ЧЧИ (Petrucci) От­та­виа­но [18.6.1466, Фос­сом­бро­не – 7.5.1539, Ве­не­ция(?)], итал. из­да­тель, ос­но­во­по­лож­ник но­то­пе­ча­та­ния. В 1498 по­лу­чил 20-лет­нюю ли­цен­зию на осу­ще­ст­в­ле­ние из­да­тель­ской дея­тель­но­сти в Ве­не­ции и впер­вые при­ме­нил пе­чать с на­бор­но­го шриф­та на пред­ва­ри­тель­но на­пе­ча­тан­ные нот­ные ли­ней­ки. Пер­вое в ис­то­рии опуб­ли­ко­ван­ное нот­ное из­да­ние – «Harmonice mu­sices odhecaton» (Ве­не­ция, 1501), со­дер­жа­щее 96 пьес – гл. обр. франц. мно­го­го­лос­ных пе­сен (шан­сон) Й. Оке­ге­маЖос­ке­на Де­пре, А. Брю­ме­ля, А. Бю­нуа, А. Аг­ри­ко­лы, Я. Об­рех­та, а так­же ма­ло­из­ве­ст­ных и ано­ним­ных ав­то­ров. В 1502 вы­пус­тил пер­вый сб. месс Жос­ке­на Де­пре, в даль­ней­шем пуб­ли­ко­вал в сб-ках та­ко­го же ти­па мес­сы Об­рех­та, П. де ла Рю, Аг­ри­ко­лы, Х. Иза­ка, Ж. Му­то­на и др. ком­по­зи­то­ров (все­го ок. 20 сб-ков месс). В том же го­ду из­дал пер­вый из де­вя­ти сб-ков мо­те­тов, од­но­вре­мен­но про­дол­жая пуб­ли­ко­вать сб-ки мно­го­го­лос­ной свет­ской и цер­ков­ной му­зы­ки раз­ных жан­ров (фрот­то­лы, лау­ды, маг­ни­фи­ка­ты, пье­сы для лют­ни в ви­де та­була­тур и др.). В 1520 от­крыл собств. бу­маж­ную фаб­ри­ку и пре­кра­тил за­ни­мать­ся но­то­пе­ча­та­ни­ем.

Дея­тель­ность П. – важ­ная ве­ха в ис­то­рии ев­роп. куль­ту­ры. В 16 в. из­дан­ные им но­ты спо­соб­ст­во­ва­ли де­мо­кра­ти­за­ции муз. ис­пол­ни­тель­ст­ва и об­ра­зова­ния (оно ста­ло рас­про­стра­нять­ся на сред­ние со­ци­аль­ные слои), а рав­но и рас­про­стра­не­нию в ев­роп. мас­шта­бе фран­ко-фла­манд­ско­го сти­ле­во­го идио­ма (см. Ни­дер­ланд­ская шко­ла). Пуб­ли­ка­ции П. оце­ни­ва­ют­ся как цен­ные па­мят­ни­ки ста­рин­ной му­зы­ки: ряд пьес со­хра­нил­ся толь­ко в пе­чат­ных сб-ках П., их ру­ко­пис­ные про­то­ти­пы от­сут­ст­ву­ют. Совр. ис­сле­до­ва­те­лям па­лео­ти­пы П. пре­дос­тав­ля­ют не­об­хо­ди­мый кон­текст для обоб­ще­ний о жан­рах, сти­лях и тех­ни­ках муз. ком­по­зи­ции эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния.

Лит.: Vernarecci A. Ottaviano de’ Petrucci da Fossombrone. Bologna, 1881; Boorman S. Pet­rucci’s type-setters and the process of stemma­tics // Formen und Probleme der Überliefe­rung mehrstimmiger Musik im Zeitalter Josquins Desprez. Münch., 1976; idem. The «first» edition of the Odhecaton A // Journal of the American Musicological Society. 1977. Vol. 30; Gallico C. Dal laboratorio di O. Petrucci: immagine, trasmissione e cultura della musi­ca // Rivista italiana di musicologia. 1982. Vol. 17; Duggan M. K. Italian music incuna­bula: printers and type. Berk., 1992.

Вернуться к началу