САРАБА́НДА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САРАБА́НДА (исп. zarabanda), 1) танцевальная песня, по форме поэтич. текста близкая араб. муз.-поэтич. жанру заджаль, распространившемуся в Андалусии с 11 в. Первое упоминание С. в этом значении относится к 1569 (С. на текст Педро де Треджо пелась в Мехико во время погребальной церемонии, за что её автора привлекли к суду инквизиции). В 1583 пение С. в Испании было запрещено. 2) Старинный танец исп. происхождения. Ранние формы С. различались. В худож. лит-ре (у М. де Сервантеса, Лопе Ф. де Веги Карпьо) она описывается как быстрый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под барабан и кастаньеты. Первый печатный образец – в сб-ке табулатур итал. композитора и певца Дж. Монтесардо («Nuova inventione d’intavolatura», 1606). М. Преториус опубликовал большое число С. в сб-ке инструментальных пьес «Терпсихора» (1612). В 17 в. С. – придворный танец в Испании, вошла в придворный быт др. стран. Изменение её характера особенно заметно на примере франц. С., которая первоначально была подвижным танцем, а с сер. 17 в. стала подобной торжеств. придворному менуэту. Постепенное распространение С. как инструментальной пьесы (клавирной, ансамблевой), а также как номера в опере и балете способствовало кристаллизации её жанровых признаков, однако быстрый и медленный виды танца сосуществовали долгое время (напр., в творчестве А. Вивальди). С сер. 17 в. С. – часть барочной сюиты, в которой заняла место перед заключит. жигой. Осн. жанровые признаки: медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр ( или ), акцент на 2-й доле такта. Образцы – в сюитах Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. В 20 в. С. встречается у К. Дебюсси (сюита «Pour le piano», 1901, «Образы», 1905), И. Ф. Стравинского (балет «Агон», 1957).