Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САРАБА́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 408-409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САРАБА́НДА (исп. zarabanda), 1) тан­це­валь­ная пес­ня, по фор­ме по­этич. тек­ста близ­кая араб. муз.-по­этич. жан­ру за­джаль, рас­про­стра­нив­ше­му­ся в Ан­да­лу­сии с 11 в. Пер­вое упо­ми­на­ние С. в этом зна­че­нии от­но­сит­ся к 1569 (С. на текст Пед­ро де Тред­жо пе­лась в Ме­хи­ко во вре­мя по­гре­баль­ной це­ре­мо­нии, за что её ав­то­ра при­влек­ли к су­ду ин­кви­зи­ции). В 1583 пе­ние С. в Ис­па­нии бы­ло за­пре­ще­но. 2) Ста­рин­ный та­нец исп. про­ис­хо­ж­де­ния. Ран­ние фор­мы С. раз­ли­ча­лись. В ху­дож. лит-ре (у М. де Сер­ван­те­са, Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо) она опи­сы­ва­ет­ся как быст­рый, озор­ной, тем­пе­ра­мент­ный та­нец, ис­пол­няв­ший­ся под ба­ра­бан и кас­тань­е­ты. Пер­вый пе­чат­ный об­ра­зец – в сб-ке та­бу­ла­тур итал. ком­по­зи­то­ра и пев­ца Дж. Мон­те­сар­до («Nuova inventione d’intavolatura», 1606). М. Пре­то­ри­ус опуб­ли­ко­вал боль­шое чис­ло С. в сб-ке ин­ст­ру­мен­таль­ных пьес «Тер­пси­хо­ра» (1612). В 17 в. С. – при­двор­ный та­нец в Ис­па­нии, во­шла в при­двор­ный быт др. стран. Из­ме­не­ние её ха­рак­те­ра осо­бен­но за­мет­но на при­ме­ре франц. С., ко­то­рая пер­во­на­чаль­но бы­ла под­виж­ным тан­цем, а с сер. 17 в. ста­ла по­доб­ной тор­жеств. при­двор­но­му ме­ну­эту. По­сте­пен­ное рас­про­стра­не­ние С. как ин­ст­ру­мен­таль­ной пье­сы (кла­вир­ной, ан­самб­ле­вой), а так­же как но­ме­ра в опе­ре и ба­ле­те спо­соб­ст­во­ва­ло кри­стал­ли­за­ции её жан­ро­вых при­зна­ков, од­на­ко бы­ст­рый и мед­лен­ный ви­ды тан­ца со­су­ще­ст­во­ва­ли дол­гое вре­мя (напр., в твор­че­ст­ве А. Ви­валь­ди). С сер. 17 в. С. – часть ба­роч­ной сюи­ты, в ко­то­рой за­ня­ла ме­сто пе­ред за­клю­чит. жи­гой. Осн. жан­ро­вые при­зна­ки: мед­лен­ный темп, ха­рак­тер ше­ст­вия, трёх­доль­ный метр ( или ), ак­цент на 2-й до­ле так­та. Об­раз­цы – в сюи­тах Г. Ф. Ген­де­ля и И. С. Ба­ха. В 20 в. С. встре­ча­ет­ся у К. Де­бюс­си (сюи­та «Pour le piano», 1901, «Об­ра­зы», 1905), И. Ф. Стра­вин­ско­го (ба­лет «Агон», 1957).

Лит.: Taubert K. H. Höfische Tänze. Mainz, 1968; Hilton W. Dance and music of court and theater. Stuyvesant, 1997; Gstrein R. Die Sa­rabande: Tanzgattung und musikalischer Topos. Innsbruck, 1997; Пы­лае­ва Л. Д. О не­ко­то­рых ас­пек­тах со­дер­жа­ния и фор­мы в тан­цах ба­рок­ко (на при­ме­ре са­ра­банд фран­цуз­ских ав­то­ров) // Му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во ба­рок­ко… М., 2003.

Вернуться к началу