Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРЕЗО́ВСКИЙ МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЕРЕЗО́ВСКИЙ Мак­сим Со­зон­то­вич [16(27).10.1745, по др. дан­ным, нач. 1740-х гг., Глу­хов (?) – 24.3(4.4).1777, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор, пе­вец. Пред­по­ло­жи­тель­но учил­ся в шко­ле при­двор­ных пев­чих в Глу­хо­ве, за­тем в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. В 1758 взят на при­двор­ную служ­бу. Я. Ште­лин упо­ми­на­ет имя Б. как пев­ца в по­ста­нов­ках итал. опер в Ора­ни­ен­бау­ме в 1759 и 1769. В 1760-х гг. Б. слу­жил ка­мер-му­зы­кан­том при дво­ре Пет­ра III, за­тем Ека­те­ри­ны II. За­слу­жил ре­пу­та­цию та­лант­ли­во­го при­двор­но­го ком­по­зи­то­ра, ав­то­ра мн. со­чи­не­ний, в т. ч. «цер­ков­ных про­из­ве­де­ний изящ­но­го сти­ля», в ко­то­ром он «на­столь­ко све­дущ, что зна­ет, как нуж­но сча­ст­ли­во со­че­тать ог­нен­ную ита­ли­ан­скую ме­ло­дию с неж­ной гре­че­ской» (Я. Ште­лин). В 1769 Б. брал уро­ки по­ли­фо­нич. ком­по­зи­ции у Дж. Б. Мар­ти­ни в Бо­лонье, в 1771 ус­пеш­но сдал эк­замен на зва­ние иностр. чл. Бо­лон­ской фи­лар­мо­нич. ака­де­мии. В Ита­лии Б. со­чи­нял гл. обр. са­лон­ную му­зы­ку в клас­си­ци­ст­ской ма­не­ре. Сре­ди круп­ных со­чи­не­ний это­го пе­рио­да: опе­ра-се­риа «Де­мо­фонт» (Ли­вор­но, 1773; со­хра­ни­лось 4 арии), со­на­та для скрип­ки и кла­ве­си­на C-dur (1772). В окт. 1773 вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург. Сви­де­тель­ст­ва о по­след­них го­дах жиз­ни и смер­ти Б. про­ти­во­ре­чи­вы. Со­глас­но пер­во­му био­гра­фу ком­по­зи­то­ра Ев­ге­нию (Бол­хо­ви­ти­но­ву), он «впал в ипо­хон­д­рию» и «за­ре­зал сам се­бя» в при­пад­ке «го­ряч­ки». До­сто­вер­но из­ве­ст­но, что ком­по­зи­тор окон­чил свои дни в оди­но­че­ст­ве и ни­ще­те.

Б., на­ря­ду с Д. С. Борт­нян­ским, – со­з­да­тель клас­сич. ти­па рус. хо­ро­во­го кон­цер­та; вер­ши­на – «Не от­вер­жи ме­не во вре­мя ста­рос­ти» для 4-го­лос­но­го хо­ра без со­про­во­ж­де­ния. Сре­ди др. соч.: Ли­тур­гия (наи­бо­лее из­вест­ная часть – «Ве­рую»), «Unser vater» для 4-го­лос­но­го хо­ра, при­ча­ст­ны (с мас­тер­ски­ми фу­га­то).

Лит.: Ры­ца­ре­ва М. Ком­по­зи­тор М. С. Бе­ре­зов­ский. Л., 1983; она же. Бы­ло ли са­мо­убий­ст­во? // Ис­кус­ст­во Ле­нин­гра­да. 1990. № 2; Ге­ра­си­мо­ва-Пер­сид­ская Н. Пар­тес­ный кон­церт в ис­то­рии му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1983.

Вернуться к началу