Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́РБЕРТ МАРТИН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ГЕ́РБЕРТ (Gerbert) Мар­тин (11.8.1720, Хорб-ам-Нек­кар, Шварц­вальд, ны­не Гер­ма­ния – 13.5.1793, Санкт-Бла­зи­ен, ны­не Гер­ма­ния), нем. тео­лог, ис­то­рик, му­зы­ко­вед. Вос­пи­ты­вал­ся в ие­зу­ит­ских шко­лах во Фрай­бур­ге (Брайс­гау) и в Клин­ге­нау (Ар­гау). В 1736 всту­пил в ор­ден бе­не­дик­тин­цев в мон. Санкт-Бла­зи­ен, с 1744 пре­сви­тер. С 1755 мо­на­с­тыр­ский биб­лио­те­карь, а так­же на­став­ник по фи­ло­со­фии и тео­ло­гии. В 1759–63 пу­те­ше­ст­во­вал по Гер­ма­нии, Ита­лии, Швей­ца­рии и Фран­ции, со­би­рал и ка­та­ло­ги­зи­ро­вал ру­ко­пис­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии Церк­ви. С 1764 князь-аб­бат мон. Санкт-Бла­зи­ен, дос­тиг­ше­го рас­цве­та в го­ды его управ­ле­ния. По­сле по­жа­ра 1768, унич­то­жив­ше­го мн. уни­каль­ные ру­ко­пи­си, Г. при под­держ­ке имп. Ма­рии Те­ре­зии за 15 лет вновь от­стро­ил мо­на­стырь (ос­вя­щён в 1783), пре­вра­тив его в сво­его ро­да науч. ака­де­мию (по об­раз­цу аб­бат­ст­ва Сен-Жер­мен-де-Пре).

Г. – ав­тор мно­гих бо­го­слов­ских и ис­то­рич. тру­дов, сре­ди по­след­них – «Ис­то­рия Шварц­валь­да» («Historia Nigrae Silvae», vol. 1–3, 1783–88). Наи­боль­шее зна­че­ние име­ют ра­бо­ты в об­лас­ти цер­ков­ной му­зы­ки и ис­то­рии бо­го­слу­же­ния. Труд «О пе­нии и ду­хов­ной му­зы­ке от на­ча­ла Церк­ви вплоть до на­ше­го време­ни» («De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praesens tempus», 1774) по­ло­жил на­ча­ло муз. ме­дие­ви­сти­ке Но­во­го вре­ме­ни. Из­дал ис­сле­до­ва­ние «Древ­няя не­мец­кая ли­тур­гия…» («Vetus liturgia Aleman­ni­ca…», 1776), до­пол­нил его пуб­ли­ка­ци­ей ста­рин­ных ис­точ­ни­ков «Па­мят­ни­ки древ­ней не­мец­кой ли­тур­гии» («Monumenta veteris liturgiae Alemanniсae», vol. 1–2, 1777–79). Ак­ту­аль­ность со­хра­ня­ет из­дан­ная Г. ан­то­ло­гия «Цер­ков­ные пи­са­те­ли о ду­хов­ной му­зы­ке…» («Scriptores ec­cle­siastici de musica sacra potissi­mum…», vol. 1–3, 1784), в ко­то­рой по­ме­ще­ны все важ­ней­шие муз. трак­та­ты Сред­не­ве­ко­вья и час­тич­но позд­ней ан­тич­но­сти (все­го св. 40; часть ори­ги­наль­ных ру­ко­пи­сей уте­ря­на).

Вернуться к началу