Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОКТЮ́РН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НОКТЮ́РН (франц. nocturne, от лат. noc­turnus – ноч­ной; итал. notturno; нем. Nachtmusik – ноч­ная му­зы­ка), 1) в му­зы­ке 18 – нач. 19 вв. род ин­ст­ру­мен­таль­но­го ди­вер­тис­мен­та: близ­кое кас­са­ции и се­ре­на­де цик­лич. со­чи­не­ние, ис­пол­няе­мое на от­кры­том воз­ду­хе в ноч­ное вре­мя ан­самб­лем ду­хо­вых или струн­ных и ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов. Об­раз­цы – у Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та (Н. для 4 ан­самб­лей KV 286, Ма­лень­кая ноч­ная му­зы­ка KV 525). Тер­мин «notturno» при­ме­нял­ся так­же к од­но­ча­ст­ной во­каль­ной ком­по­зи­ции для од­но­го или нес­коль­ких го­ло­сов, обыч­но без со­про­во­ж­де­ния, близ­кой во­каль­ной се­ре­на­де (об­раз­цы – у Мо­цар­та, Дж. Рос­си­ни, Дж. Вер­ди). В 1-й пол. 19 в. это обо­зна­че­ние при­ме­ня­лось и к опер­ным «ноч­ным» сце­нам. 2) Ин­ст­ру­мен­таль­ная муз. пье­са ли­рич. ха­рак­те­ра, как пра­ви­ло пе­ре­даю­щая ноч­ное ме­ди­та­тив­ное со­стоя­ние. Как раз­но­вид­ность фп. ми­ниа­тю­ры (ха­рак­тер­ны пе­ву­чая вы­ра­зи­тель­ная ме­ло­дия, 3-ча­ст­ная фор­ма) ут­вер­ди­лась у Дж. Фил­да. Вер­ши­на ро­ман­тич. Н. – в фп. твор­че­ст­ве Ф. Шо­пе­на; его Н. обо­га­ще­ны сме­на­ми на­строе­ний, иног­да дра­ма­тич. со­дер­жа­ни­ем. Р. Шу­ман в по­ни­ма­нии жан­ра ис­хо­дил из одно­им. лит. но­велл Э. Т. А. Гоф­ма­на, ак­цен­ти­руя в сво­их «ноч­ных пье­сах» (Nachtstücke op. 23, 1839) при­чуд­ли­во-фан­та­стич. чер­ты. «Н.» как жан­ро­вое обо­зна­че­ние встре­ча­ет­ся так­же у Л. Шпо­ра, Ф. Шу­бер­та, Э. Гри­га, Г. Фо­ре, А. Двор­жа­ка, К. Ши­ма­нов­ско­го, М. де Фа­льи, А. Онег­ге­ра, П. Хин­де­ми­та, Б. Брит­те­на и др. К. Де­бюс­си соз­дал триа­ду ор­ке­ст­ро­вых пьес «Нок­тюр­ны» («Об­ла­ка», «Празд­не­ст­ва», «Си­ре­ны», 1897–99) под впе­чат­ле­ни­ем се­рии од­но­им. кар­тин Дж. Уи­ст­ле­ра. В рус. му­зы­ке об­раз­цы Н. име­ют­ся у М. И. Глин­ки (для фп.), А. П. Бо­ро­ди­на (во 2-м струн­ном квар­те­те, в «Ма­лень­кой сюи­те» для фп.), П. И. Чай­ков­ско­го (для фп. ор. 10 № 1, ор. 19 № 4), Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (Н. из «Шес­ти ва­риа­ций на те­му BACH» для фп. op. 10), А. Н. Скря­би­на (фп. Н. для ле­вой ру­ки op. 9 № 2, «По­эма-нок­тюрн» op. 61), А. В. Стан­чин­ско­го (для фп.), Р. С. Ле­де­нё­ва (Н. для ка­мер­но­го ан­самб­ля, 1968). Спе­ци­фич. во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ная раз­но­вид­ность Н. – кан­та­та-нок­тюрн «Кремль но­чью» Н. Я. Мяс­ков­ско­го (1947). 3) В рим­ско-ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии Н. (пра­виль­нее – нок­тур­ны, лат. nocturni, nocturnae orationes) – ноч­ные пе­сно­пе­ния служ­бы ча­сов (оф­фи­ция).

Лит.: Куз­не­цов К. А. Ис­то­ри­че­ские фор­мы нок­тюр­на // Ис­кус­ст­во. 1925. № 2; Jan­kélé­vitch V. Le nocturne. P., 1957; Пан­кра­то­ва В. А. Ма­лые ин­ст­ру­мен­таль­ные фор­мы: (пре­лю­дия, нок­тюрн, этюд). М., 1962; Krue­ger W. Das Nachtstück: ein Beitrag zur Ent­wicklung des einsätzigen Pianofortestückes im 19. Jahrhundert. Münch., 1971; Зен­кин К. В. Фор­те­пи­ан­ная ми­ниа­тю­ра и пу­ти му­зы­каль­но­го ро­ман­тиз­ма. М., 1997.

Вернуться к началу