Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИМФО́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 209

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИМФО́НИЯ (итал. sinfonia, нем. Sin­fonie, Symphonie, от греч. συμφωνία – со­зву­чие), круп­ное мно­го­ча­ст­ное ор­ке­ст­ро­вое про­из­ве­де­ние; ос­нов­ной жанр ев­роп. сим­фо­нич. му­зы­ки. По фор­ме и функ­ци­ям час­тей С. ана­ло­гич­на соль­ной и ан­самб­ле­вой со­на­те. Сло­жи­лась в эпо­ху, пе­ре­ход­ную от ба­рок­ко к клас­си­ке, как ус­лож­нён­ный ва­ри­ант опер­ной увер­тю­ры (в итал. опе­ре трёх­ча­ст­ной по прин­ци­пу бы­ст­ро – мед­лен­но – бы­ст­ро), при­об­ре­ла са­мо­стоя­тель­ность у Дж. Б. Сам­мар­ти­ни (1-я С. – 1734), ком­по­зи­то­ров ман­гейм­ской шко­лы (Я. Ста­миц, К. Кан­набих, И. Хольц­бау­эр, Дж. Тоэ­ски), Ав­ст­рии (Г. М. Монн, Г. К. Ва­ген­зейль, К. Дит­терс­дорф), Фран­ции (Ф. Ж. Гос­сек, Э. Ме­гюль), дос­тиг­ла рас­цве­та у ком­по­зи­то­ров вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, ря­да пред­ста­ви­те­лей ро­ман­тиз­ма, а так­же ком­по­зи­то­ров 20 в., сле­до­вав­ших клас­си­ко-ро­ман­тич. тра­ди­ции. Сре­ди бли­жай­ших пред­ше­ст­вен­ни­ков С. (по­ми­мо увер­тю­ры) – ор­ке­ст­ро­вая сюи­та, кон­чер­то грос­со. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие С. на­пря­мую свя­за­но с ис­то­ри­ей ор­ке­ст­ра.

Клас­сич. С. пе­ре­ня­ла от опе­ры обоб­щён­ные то­по­сы ге­рои­ки и ли­ри­ки, на­шед­шие вы­ра­же­ние в ха­рак­те­ре отд. час­тей и в те­ма­тиз­ме I час­ти, от С. ман­гейм­ской шко­лы – фор­му 4-ча­ст­но­го цик­ла (см. Цик­ли­че­ские фор­мы). I ч. – в со­нат­ной фор­ме, бы­ст­ром или уме­рен­но бы­ст­ром тем­пе, обыч­но в ма­жо­ре; II ч. – мед­лен­ная, час­то в то­наль­но­сти до­ми­нан­ты или (ес­ли I ч. в ми­но­ре) в близ­ко­род­ст­вен­ной ма­жор­ной то­наль­но­сти; III ч. – ме­ну­эт; IV ч. – фи­нал в ис­ход­ной то­наль­но­сти, бы­ст­ром тем­пе, не­ред­ко в ха­рак­те­ре тан­ца (контр­данс), в фор­ме р́он­до ли­бо со­нат­ной (ино­гда ва­риа­ци­он­ной). Ре­шаю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии клас­сич. С. сыг­рал Й. Гайдн (1-я С. – 1759; 12 «Лон­дон­ских» сим­фо­ний 1791–95, все­го бо­лее 100). Ав­то­ром бо­лее 40 С. был В. А. Мо­царт, соз­дав­ший в кон. 1780-х гг. вы­даю­щие­ся по ху­дож. зна­че­нию боль­шие С. Es-dur (KV 543), g-moll (KV 550), C-dur (KV 551). Л. ван Бет­хо­вен про­шёл путь от С. клас­сич. ти­па (№ 1 C-dur, 1800) че­рез ряд С. с но­вым, яр­ко ин­ди­ви­ду­аль­ным со­дер­жа­ни­ем (№ 3 «Ге­рои­че­ская» Es-dur, 1804; № 5 c-moll и № 6 «Пас­то­раль­ная» F-dur, обе 1808) к гран­ди­оз­ной 9-й С. (d-moll, 1823), в фи­на­ле ко­то­рой при­сут­ст­ву­ют чер­ты ора­то­рии или кантаты. Но­ва­тор­ски ис­поль­зо­вав те­ма­тич. пе­ре­клич­ки ме­ж­ду час­тя­ми цик­ла в 9-й С. (как и ра­нее в 5-й), Бет­хо­вен по­ля­ри­зи­ро­вал тем­по­вый кон­траст ме­ж­ду II и III час­тя­ми (это­му спо­соб­ст­во­ва­ло вве­де­ние скер­цо вме­сто ме­ну­эта уже во 2-й и 3-й С.) и тем са­мым соз­дал но­вую мо­дель клас­си­ко-ро­ман­тич. С. Самая ранняя из вы­даю­щих­ся ро­ман­тич. С. – «Не­окон­чен­ная» С. h-moll Ф. Шу­бер­та (1822, 2-ча­ст­ная, с пе­сен­ны­ми те­мами); в боль­шой С. C-dur (1828) Шу­берт по-сво­ему пре­тво­рил бет­хо­вен­скую мо­дель. С пя­ти­част­ной «Фан­та­сти­че­ской сим­фо­ни­ей» Г. Бер­лио­за (1830) в жанр С. во­шла про­грамм­ность ро­ман­тич. тол­ка (см. Про­грамм­ная му­зы­ка); её идео­ло­гом вы­сту­пил Ф. Лист, соз­дав­ший С. к «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те (1856) и «Фа­уст-сим­фо­нию» по И. В. Гё­те (1857). Тип клас­сич. С. раз­ви­ва­ли Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман, Ж. Би­зе. Бет­хо­вен­ская мо­дель цик­ла ос­та­ва­лась ори­ен­ти­ром для А. Брук­не­ра, К. Сен-Сан­са, И. Брам­са, А. Двор­жа­ка, Э. Эл­га­ра, П. И. Чай­ков­ско­го, А. К. Гла­зу­но­ва, С. И. Та­нее­ва, от­час­ти так­же А. П. Бо­ро­ди­на, С. Фран­ка, Я. Си­бе­лиу­са, Василия С. Ка­лин­ни­ко­ва (см. Калинниковы), А. Н. Скря­би­на, С. В. Рах­ма­ни­но­ва, Н. Я. Мяс­ков­ско­го, А. И. Ха­ча­ту­ря­на.

На­ме­тив­шее­ся у Л. ван Бет­хо­ве­на встреч­ное дви­же­ние С. и кан­тат­но-ора­то­ри­аль­но­го жан­ра про­дол­же­но Г. Ма­ле­ром (8-я сим­фо­ния с пев­ца­ми-со­лис­та­ми и хо­ра­ми, 1907; «Пес­ня о зем­ле», 1909), И. Ф. Стра­вин­ским (Сим­фо­ния псал­мов, 1930, 2-я ред. – 1948) и Д. Д. Шос­та­ко­ви­чем (13-я и 14-я С., 1962, 1969). Клас­сич. схе­ма С. у ком­по­зи­то­ров 20 в. пре­тер­пе­ва­ет все­воз­мож­ные мо­ди­фи­кации: чис­ло час­тей ко­леб­лет­ся от 1 (у Г. А. Кан­че­ли) до 11 (в 14-й сим­фо­нии Шос­та­ко­ви­ча); по­яв­ля­ют­ся жан­ро­вые от­ветв­ле­ния: ка­мер­ная С. (на­чи­ная с А. Шён­бер­га), сим­фо­ни­ет­та, «му­зы­ка для…» (у Б. Бар­то­ка), «кни­га для ор­ке­ст­ра» (у В. Лю­то­слав­ско­го) и др. Сре­ди сим­фо­ни­стов 20 в. – А. Онег­гер, П. Хин­де­мит, Ч. Айвз, С. С. Про­кофь­ев, М. С. Вайн­берг, К. Ка­ра­ев, А. Р. Тер­те­рян, А. Г. Шнит­ке, А. Пярт, К. Пен­де­рец­кий.

Осо­бая раз­но­вид­ность С. – кон­церт­ная сим­фо­ния.

Лит.: Sondheimer R. Die Theorie der Sin­fonie... Lpz., 1925; Бек­кер П. Сим­фония от Бет­хо­ве­на до Ма­ле­ра. Л., 1926; Сarse A. XVIII cen­tury symphonies. L., 1951; Воrrel E. La sym­phonie. P., [1954]; Kloiber R. Handbuch der klassischen und romantischen Symphonie. Wiesbaden, 1964; Ко­нен В. Те­атр и сим­фо­ния. 2-е изд. М., 1975; Боб­ров­ский В. Сим­фо­ни­че­ская му­зы­ка // Му­зы­ка XX в. Очер­ки. М., 1976. Ч. 1. Кн. 1; Ры­ца­рев С. Сим­фо­ния во Фран­ции до Бер­лио­за. М., 1977; Ара­нов­ский М. Г. Сим­фо­ни­че­ские ис­ка­ния. Л., 1979; Ми­хее­ва Л. В., Ке­нигс­берг А. К. 111 сим­фо­ний. СПб., 2000.

Вернуться к началу