СИМФО́НИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИМФО́НИЯ (итал. sinfonia, нем. Sinfonie, Symphonie, от греч. συμφωνία – созвучие), крупное многочастное оркестровое произведение; основной жанр европ. симфонич. музыки. По форме и функциям частей С. аналогична сольной и ансамблевой сонате. Сложилась в эпоху, переходную от барокко к классике, как усложнённый вариант оперной увертюры (в итал. опере трёхчастной по принципу быстро – медленно – быстро), приобрела самостоятельность у Дж. Б. Саммартини (1-я С. – 1734), композиторов мангеймской школы (Я. Стамиц, К. Каннабих, И. Хольцбауэр, Дж. Тоэски), Австрии (Г. М. Монн, Г. К. Вагензейль, К. Диттерсдорф), Франции (Ф. Ж. Госсек, Э. Мегюль), достигла расцвета у композиторов венской классической школы, ряда представителей романтизма, а также композиторов 20 в., следовавших классико-романтич. традиции. Среди ближайших предшественников С. (помимо увертюры) – оркестровая сюита, кончерто гроссо. Возникновение и развитие С. напрямую связано с историей оркестра.
Классич. С. переняла от оперы обобщённые топосы героики и лирики, нашедшие выражение в характере отд. частей и в тематизме I части, от С. мангеймской школы – форму 4-частного цикла (см. Циклические формы). I ч. – в сонатной форме, быстром или умеренно быстром темпе, обычно в мажоре; II ч. – медленная, часто в тональности доминанты или (если I ч. в миноре) в близкородственной мажорной тональности; III ч. – менуэт; IV ч. – финал в исходной тональности, быстром темпе, нередко в характере танца (контрданс), в форме р́ондо либо сонатной (иногда вариационной). Решающую роль в формировании классич. С. сыграл Й. Гайдн (1-я С. – 1759; 12 «Лондонских» симфоний 1791–95, всего более 100). Автором более 40 С. был В. А. Моцарт, создавший в кон. 1780-х гг. выдающиеся по худож. значению большие С. Es-dur (KV 543), g-moll (KV 550), C-dur (KV 551). Л. ван Бетховен прошёл путь от С. классич. типа (№ 1 C-dur, 1800) через ряд С. с новым, ярко индивидуальным содержанием (№ 3 «Героическая» Es-dur, 1804; № 5 c-moll и № 6 «Пасторальная» F-dur, обе 1808) к грандиозной 9-й С. (d-moll, 1823), в финале которой присутствуют черты оратории или кантаты. Новаторски использовав тематич. переклички между частями цикла в 9-й С. (как и ранее в 5-й), Бетховен поляризировал темповый контраст между II и III частями (этому способствовало введение скерцо вместо менуэта уже во 2-й и 3-й С.) и тем самым создал новую модель классико-романтич. С. Самая ранняя из выдающихся романтич. С. – «Неоконченная» С. h-moll Ф. Шуберта (1822, 2-частная, с песенными темами); в большой С. C-dur (1828) Шуберт по-своему претворил бетховенскую модель. С пятичастной «Фантастической симфонией» Г. Берлиоза (1830) в жанр С. вошла программность романтич. толка (см. Программная музыка); её идеологом выступил Ф. Лист, создавший С. к «Божественной комедии» Данте (1856) и «Фауст-симфонию» по И. В. Гёте (1857). Тип классич. С. развивали Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ж. Бизе. Бетховенская модель цикла оставалась ориентиром для А. Брукнера, К. Сен-Санса, И. Брамса, А. Дворжака, Э. Элгара, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. И. Танеева, отчасти также А. П. Бородина, С. Франка, Я. Сибелиуса, Василия С. Калинникова (см. Калинниковы), А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна.
Наметившееся у Л. ван Бетховена встречное движение С. и кантатно-ораториального жанра продолжено Г. Малером (8-я симфония с певцами-солистами и хорами, 1907; «Песня о земле», 1909), И. Ф. Стравинским (Симфония псалмов, 1930, 2-я ред. – 1948) и Д. Д. Шостаковичем (13-я и 14-я С., 1962, 1969). Классич. схема С. у композиторов 20 в. претерпевает всевозможные модификации: число частей колеблется от 1 (у Г. А. Канчели) до 11 (в 14-й симфонии Шостаковича); появляются жанровые ответвления: камерная С. (начиная с А. Шёнберга), симфониетта, «музыка для…» (у Б. Бартока), «книга для оркестра» (у В. Лютославского) и др. Среди симфонистов 20 в. – А. Онеггер, П. Хиндемит, Ч. Айвз, С. С. Прокофьев, М. С. Вайнберг, К. Караев, А. Р. Тертерян, А. Г. Шнитке, А. Пярт, К. Пендерецкий.
Особая разновидность С. – концертная симфония.