МОНСУ́ ДЕЗИДЕ́РИО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНСУ́ ДЕЗИДЕ́РИО (Monsù Desiderio) (наст. имя и фам. Франсуа де Номе, de Nomé) (ок. 1593, Мец – после 1644, Неаполь), франц. живописец. Ок. 1604 переехал в Рим, где учился у флам. пейзажиста Б. Лауверса. С 1610 жил в Неаполе. Внёс существенный вклад в формирование фантастич. пейзажа и архит. каприччио, создав наиболее ранние и значительные их образцы. Интерес М. Д. к причудливым формам, визионерским интерпретациям пространства и архит. форм объясняется его знакомством с наследием интернационального маньеризма, а также с творчеством Ж. Калло. Фундаментальным для становления стиля М. Д. были влияния нидерл. мастера Х. В. де Вриса, одного из основателей жанра архит. пейзажа, и итал. живописца Ф. Наполетано. В Италии худож. язык мастера обогатился изысканной палитрой, динамичной и контрастной светотеневой моделировкой. Отличит. черты живописи М. Д. – вибрирующий мазок, характерные светло-серые и битумные тона; в изображениях неповторимо-причудливых сооружений угадываются сильно переработанные образцы романской и готич. архитектуры Сев. Европы, соседствующие с античными руинами или ренессансными постройками. Сюжеты в его картинах имеют второстепенное значение и полностью подчиняются декоративной логике композиции. Среди работ: «Мученичество св. Екатерины» (Гор. худож. галерея, Саутгемптон), «Разрушение идолов» (Музей Каподимонте, Неаполь), «Соломон в храме» (Музей земли Нижняя Саксония, Ганновер), «Интерьер собора» (Музей изобразит. искусств, Будапешт), «Путник у ворот города» (Эрмитаж, С.-Петербург).
Долгое время под именем М. Д. были известны также произведения ещё двух живописцев, работавших в Италии: уроженца Меца Дидье Барра (ок. 1590 – ок. 1647 или после 1652), который использовал имя М. Д. в качестве псевдонима, и Франческо Дезидерио (Дезидери; 1592 – после 1640). Проблема идентификации художников и атрибуции их работ была разрешена неаполитанским историком иск-ва Р. Кауза только в 1956.