Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНСУ́ ДЕЗИДЕ́РИО

Авторы: А. Л. Близнюков
Монсу Дезидерио. «Велизарий, узнанный солдатом».Ок. 1630. Музей изобразительных искусств (Орлеан).

МОНСУ́ ДЕЗИДЕ́РИО (Monsù Desiderio) (наст. имя и фам. Фран­суа де Но­ме, de Nomé) (ок. 1593, Мец – пос­ле 1644, Неа­поль), франц. жи­во­пи­сец. Ок. 1604 пе­ре­ехал в Рим, где учил­ся у флам. пей­за­жи­ста Б. Лау­вер­са. С 1610 жил в Не­апо­ле. Внёс су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние фан­та­стич. пей­за­жа и ар­хит. ка­прич­чио, соз­дав наи­бо­лее ран­ние и зна­чи­тель­ные их об­раз­цы. Ин­те­рес М. Д. к при­чуд­ли­вым фор­мам, ви­зио­нер­ским ин­тер­пре­та­ци­ям про­стран­ст­ва и ар­хит. форм объ­яс­ня­ет­ся его зна­ком­ст­вом с на­сле­ди­ем ин­тер­на­цио­наль­но­го мань­е­риз­ма, а так­же с твор­че­ст­вом Ж. Кал­ло. Фун­да­мен­таль­ным для ста­нов­ле­ния сти­ля М. Д. бы­ли влия­ния ни­дерл. мас­те­ра Х. В. де Ври­са, од­но­го из ос­но­ва­те­лей жан­ра ар­хит. пей­за­жа, и итал. жи­во­пис­ца Ф. На­по­ле­та­но. В Ита­лии ху­дож. язык мас­те­ра обо­га­тил­ся изы­скан­ной па­лит­рой, ди­на­мич­ной и кон­тра­ст­ной све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­кой. От­ли­чит. чер­ты жи­во­пи­си М. Д. – виб­ри­рую­щий ма­зок, ха­рак­тер­ные свет­ло-се­рые и би­тум­ные то­на; в изо­бра­жени­ях не­по­вто­ри­мо-при­чуд­ли­вых со­ору­же­ний уга­ды­ва­ют­ся силь­но пе­ре­ра­бо­тан­ные об­раз­цы ро­ман­ской и го­тич. ар­хи­тек­ту­ры Сев. Ев­ро­пы, со­сед­ст­вую­щие с ан­тич­ны­ми руи­на­ми или ре­нес­санс­ны­ми по­строй­ка­ми. Сю­же­ты в его кар­ти­нах име­ют вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние и пол­но­стью под­чи­ня­ют­ся де­ко­ра­тив­ной ло­ги­ке ком­по­зи­ции. Сре­ди ра­бот: «Му­че­ни­че­ст­во св. Ека­те­ри­ны» (Гор. ху­дож. га­ле­рея, Са­ут­гемп­тон), «Раз­ру­ше­ние идо­лов» (Му­зей Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь), «Со­ло­мон в хра­ме» (Му­зей зем­ли Ниж­няя Сак­со­ния, Ган­но­вер), «Ин­терь­ер со­бо­ра» (Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Бу­да­пешт), «Пут­ник у во­рот го­ро­да» (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург).

Дол­гое вре­мя под име­нем М. Д. бы­ли из­вест­ны так­же про­из­ве­де­ния ещё двух жи­во­пис­цев, ра­бо­тав­ших в Ита­лии: уро­жен­ца Ме­ца Ди­дье Бар­ра (ок. 1590 – ок. 1647 или после 1652), ко­то­рый ис­поль­зо­вал имя М. Д. в ка­че­ст­ве псев­до­ни­ма, и Фран­че­ско Де­зи­де­рио (Де­зи­де­ри; 1592 – по­сле 1640). Про­бле­ма иден­ти­фи­ка­ции ху­дож­ни­ков и ат­ри­бу­ции их ра­бот бы­ла раз­ре­ше­на не­апо­ли­тан­ским ис­то­ри­ком иск-ва Р. Кау­за толь­ко в 1956.

Лит.: Causa R. Francesco Nomé, detto Monsù Desiderio // Paragone. 1956. Vol. 7. № 75; Nap­pi M. R. François De Nomé e Didier Barra: l’enigma Monsù Desiderio. Mil., 1991; Mon­sù D.: Enig­ma: un fantastique architectural au XVIIe siècle. (Cat.) / Ed. M. R. Nappi. Woip­py, 2004.

Вернуться к началу