ЛЕ́О ЛЕОНАРДО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́О (Leo) Леонардо (Лионардо Ортензио Сальваторе де) (5.8.1694, Сан-Вито-дельи-Скьявони, ныне Сан-Вито-деи-Норманни, близ Бриндизи – 31.10.1744, Неаполь), итал. композитор, органист, педагог. В 1709–13 учился у Н. Фаго в конс. «Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини» в Неаполе, с 1713 органист вице-короля, затем капельмейстер ц. Санта-Мария-делла-Солитария (с 1725 1-й органист). Преподавал в неаполитанских консерваториях «Сан-Онофрио» (с 1725, с 1739 1-й маэстро) и «Санта-Мария-делла-Пьета-деи-Туркини» (с 1734, с 1741 гл. маэстро и капельмейстер); среди учеников – Н. Йоммелли, Н. Пиччинни. С 1730 придворный (в 1744 – 1-й) капельмейстер в Неаполе. Представитель неаполитанской школы, с 1730 занимал ведущие позиции в области театральной (в жанрах оперы-сериа и неаполитанской комич. оперы – commedia in musica) и церковной музыки. Автор св. 60 опер (многие не сохр.). Первый успех ему принесла опера «Писистрат» (либр. Д. Лалли, 1714). Испытав в ранних сочинениях влияние А. Скарлатти, он впоследствии создал оперы-сериа на либр. П. Метастазио, отмеченные оркестровым и контрапунктич. мастерством, склонностью к патетике в драматич. ариях при сдержанности, даже суховатости лирич. сферы: «Катон в Утике» (1729), «Олимпиада» (1737), «Узнанный Кир» (1739), «Ахилл на Скиросе» (1740). Популярностью пользовались его комич. оперы на неаполитанском диалекте, в т. ч. «Кровная симпатия» (1737), «Любовь требует терпения» («Фраскатанка», 1739), «Обманутое тщеславие» (1742). Одним из первых создал образцы увертюры к комич. операм (sinfonia с концертирующими инструментами). Кроме опер, написал множество сольных кантат, ок. 10 ораторий; литургич. сочинения, в т. ч. 6 коротких месс, 2 магнификата, 7 Dixit Dominus (Пс. 109; один из этих хоров ошибочно приписывался Дж. Б. Перголези), Miserere для двойного хора с органом (1739); для сопрано соло и инструментов – Salve regina, мотет Praebe virgo. Среди др. сочинений: Симфония, концерты для инструментов с оркестром; 14 токкат и Ария с вариациями для клавесина. Автор теоретич. руководств по контрапункту.