Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́О ЛЕОНАРДО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 270

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. П. Сусидко

ЛЕ́О (Leo) Ле­о­нар­до (Лио­нар­до Ор­тен­зио Саль­ва­то­ре де) (5.8.1694, Сан-Ви­то-дельи-Скья­во­ни, ны­не Сан-Ви­то-деи-Нор­ман­ни, близ Брин­ди­зи – 31.10.1744, Не­а­поль), итал. ком­по­зи­тор, ор­га­нист, пе­да­гог. В 1709–13 учил­ся у Н. Фа­го в конс. «Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Пье­та-деи-Тур­кини» в Не­апо­ле, с 1713 ор­га­нист ви­це-ко­ро­ля, за­тем ка­пель­мей­стер ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Со­ли­та­рия (с 1725 1-й ор­га­нист). Пре­по­да­вал в неа­по­ли­тан­ских кон­сер­ва­то­ри­ях «Сан-Оноф­рио» (с 1725, с 1739 1-й маэ­ст­ро) и «Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Пье­та-деи-Тур­кини» (с 1734, с 1741 гл. маэ­ст­ро и ка­пель­мей­стер); сре­ди уче­ни­ков – Н. Йом­мел­ли, Н. Пич­чин­ни. С 1730 при­двор­ный (в 1744 – 1-й) ка­пель­мей­стер в Не­апо­ле. Пред­ста­ви­тель не­апо­ли­тан­ской шко­лы, с 1730 за­ни­мал ве­ду­щие по­зи­ции в об­лас­ти те­ат­раль­ной (в жан­рах опе­ры-се­риа и неа­по­ли­тан­ской ко­мич. опе­ры – commedia in musica) и цер­ков­ной му­зы­ки. Ав­тор св. 60 опер (мно­гие не сохр.). Пер­вый ус­пех ему при­нес­ла опе­ра «Пи­си­ст­рат» (либр. Д. Лал­ли, 1714). Ис­пы­тав в ран­них со­чи­не­ни­ях влия­ние А. Скар­лат­ти, он впо­след­ст­вии соз­дал опе­ры-се­риа на либр. П. Ме­та­ста­зио, от­ме­чен­ные ор­ке­ст­ро­вым и кон­тра­пунк­тич. мас­тер­ст­вом, склон­но­стью к па­те­ти­ке в дра­ма­тич. ари­ях при сдер­жан­но­сти, да­же су­хо­ва­то­сти ли­рич. сфе­ры: «Ка­тон в Ути­ке» (1729), «Олим­пиа­да» (1737), «Уз­нан­ный Кир» (1739), «Ахилл на Ски­ро­се» (1740). По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись его ко­мич. опе­ры на неа­по­ли­тан­ском диа­лек­те, в т. ч. «Кров­ная сим­па­тия» (1737), «Лю­бовь тре­бу­ет тер­пе­ния» («Фра­ска­тан­ка», 1739), «Об­ма­ну­тое тще­сла­вие» (1742). Од­ним из пер­вых соз­дал об­раз­цы увер­тю­ры к ко­мич. опе­рам (sinfonia с кон­цер­ти­рую­щи­ми ин­ст­ру­мен­та­ми). Кро­ме опер, на­пи­сал мно­же­ст­во соль­ных кан­тат, ок. 10 ора­то­рий; ли­тур­гич. со­чи­не­ния, в т. ч. 6 ко­рот­ких месс, 2 маг­ни­фика­та, 7 Dixit Do­minus (Пс. 109; один из этих хо­ров оши­боч­но при­пи­сы­вал­ся Дж. Б. Пер­го­ле­зи), Miserere для двой­но­го хо­ра с ор­га­ном (1739); для со­пра­но со­ло и ин­ст­ру­мен­тов – Salve regina, мо­тет Praebe virgo. Сре­ди др. со­чи­не­ний: Сим­фо­ния, кон­цер­ты для ин­ст­ру­мен­тов с ор­ке­ст­ром; 14 ток­кат и Ария с ва­риа­ция­ми для кла­ве­си­на. Ав­тор тео­ре­тич. ру­ко­водств по кон­тра­пунк­ту.

Лит.: Leo G. L. Leo… Napoli, 1905; Hell H. Die neapolitanische Opernsinfonie in der ersten Hälfte des 18. Jahrhundert. Tutzing, 1971; Strohm R. Die italienische Oper im 18. Jahr­hun­dert. Wilhelmshaven, 1979; Krause R. Die Kir­chenmusik von L. Leo. Regensburg, 1987; Pas­tore G. A. Don Lionardo: vita e opere di L. Leo. Cuneo, 1994; Amor sacro e amor profano: L. Leo e la cultura musicale napoletana del 700 / Ed. P. Pellegrino. Lecce, 1997; Луц­кер П. В., Су­сид­ко И. П. Италь­ян­ская опе­ра XVIII в. М., 2004. [Ч. 2].

Вернуться к началу