ПИЧЧИ́ННИ ПИЧЧИНИ НИККОЛО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИЧЧИ́ННИ, Пиччини (Piccinni, Piccini) Никколо (16.1.1728, Бари – 7.5.1800, Паси, ныне в черте Парижа), итал. и франц. композитор, органист и педагог. Представитель неаполитанской школы. Из семьи музыканта. С 1742 учился в конс. «Сант-Онофрио» (Неаполь) у Л. Лео и Ф. Дуранте, по окончании которой в 1754 дебютировал комич. оперой «Разгневанные женщины» (Неаполь). Был автором многочисл. опер-сериа, в т. ч. на либр. П. Метастазио. Сочинял также комедийные интермедии. Особенно успешной была премьера оперы-сериа «Александр в Индии» (либр. Метастазио, 1758, «Арджентина», Рим). В 1758–1773 П., занимавший в Неаполе скромные должности второго «маэстро ди капелла» кафедрального собора и придворного органиста, был наиболее популярным итал. композитором (поставил св. 50 опер в Неаполе, Риме и др. городах), однако в дальнейшем не выдержал конкуренции со своим протеже П. Анфосси. Самое известное произведение П., принёсшее ему европ. славу, – «Добрая дочка, или Чеккина» (либр. К. Гольдони по роману «Памела, или Награждённая добродетель» С. Ричардсона, 1760, Рим); написано в русле сентиментально-лирич. ветви жанра оперы-буффа. Оперы П., изобретательного и оригинального мелодиста, отличаются, по оценке Ч. Бёрни, «огнём и фантазией», мастерством полифонии; в них при нежной, чувствительной мелодии усилилась роль драматич. декламации, возросли удельный вес финальных ансамблей и общее драматич. напряжение в развитии целого. В Италии влияние П. испытали Дж. Паизиелло и Д. Чимароза.
В 1776 П. по приглашению королевы Марии Антуанетты переехал в Париж. В 1777 приступил к созданию муз. трагедии «Роланд» на переработанное Ж. Ф. Мармонтелем либретто Ф. Кино и тем самым невольно вступил в соперничество с сочинявшим оперу на то же либретто К. В. Глюком. Открытое письмо последнего в ж. «L’Année littéraire» положило начало знаменитой «войне глюкистов и пиччиннистов»: противники Глюка стремились противопоставить его муз. новшествам более мягкую и лирически-пластичную мелодику П. Сам П. не принимал участие в полемике, а премьера его «Роланда» (1778, Парижская опера) увенчалась триумфом. Соревнуясь, Глюк и П. одновременно работали над сюжетом «Ифигении в Тавриде», и в итоге победителем был признан Глюк. Испытав влияние Глюка, П. свободно следовал его реформаторским принципам, но сохранил собств. индивидуальность (чувствительность, душевность, женственный лиризм) в муз. трагедиях «Атис» (1780), «Ифигения в Тавриде» (1781), «Дидона» (1783), «Диана и Эндимион» (1784), «Пенелопа» (1785, все – Парижская опера). Композитор возглавлял в Париже Итал. оперную труппу, которая поставила его лучшие оперы-буффа. В 1784–89 проф. Королевской школы пения и декламации. Во время Франц. революции 18 в. жил в Неаполе. Всего им сочинено более 120 опер. С 1798 инспектор Парижской конс. Среди др. произведений: оратория «Смерть Авеля» (на текст П. Метастазио, 1758), две мессы, Магнификат, псалмы, кантаты.