ПАИЗИЕ́ЛЛО ПАЭЗИЕЛЛО ДЖОВАННИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАИЗИЕ́ЛЛО, Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни (Джованни Грегорио Котальдо) (9.5.1740, Таранто – 5.6.1816, Неаполь), итал. композитор, представитель неаполитанской школы. В 1754–63 учился в консерватории «Сант-Онофрио» в Неаполе (среди его учителей – Ф. Дуранте). Ранние комич. оперы П. ставились в театрах Пармы («Смешные виртуозки», либр. К. Гольдони), Модены («Жена в штанах», по одноим. комедии Я. А. Нелли), Болоньи («Болтун», все три 1764), Венеции («Любовь на балу», 1765). С 1766 жил в Неаполе, где были поставлены «Китайский идол» (1767, театр «Нуово»), «Дон Кихот Ламанчский» (либр. Дж. Лоренци по М. де Сервантесу, 1769, «Театро деи Фьорентини»), «Мнимый Сократ» (1775, театр «Нуово»). В жанре оперы-сериа им созданы «Диктатор Луций Папирий» (либр. А. Дзено, 1767, театр «Сан-Карло»), «Артаксеркс», «Деметрий» (обе 1771, Модена), «Александр в Индии» (1773, там же; все три на либр. П. Метастазио), «Андромеда» (1774, Милан), «Демофонт» (либр. Метастазио, 1775, Венеция). В 1776–1784 придворный капельмейстер в С.-Петербурге, был третьим (после Б. Галуппи и Т. Траэтты) из крупных итал. мастеров, руководивших муз. жизнью рус. имп. двора в 18 в. П. дебютировал здесь оперой-сериа «Ниттети» (либр. Метастазио, 1777). В России им написаны «театральное действо» «Луцинда и Армидор» (1777), оперы-сериа «Ахилл на Скиросе» (либр. Метастазио, 1778), «Алкид на распутье» (1780), опера-буффа «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (по комедии П. Бомарше, 1782, Эрмитажный театр) и др. Некоторые из ранее созданных произведений П. были поставлены на рус. сцене (опера «Мнимый Сократ» под назв. «Мнимые философы», приведшая в восторг Екатерину II; интермедия «Служанка-госпожа» на либр. Дж. А. Федерико, ранее использованное Дж. Б. Перголези, 1781). Его оперы ставились также в загородных резиденциях императрицы (Каменный остров, Петергоф, Царское Село). Опера «Лунный мир» (либр. К. Гольдони) исполнялась на открытии Большого (Каменного) театра в С.-Петербурге (1783). В Москве силами итал. труппы поставлены оперы-буффа «Притворная любовница», «Мнимые астрологи» (редакция «Мнимых философов») и интермедия «Служанка-госпожа» (все 1782), опера «Луцинда и Армидор» (1784; все они позднее вошли в репертуар рус. труппы); опера «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» была исполнена на рус. яз. (1797).
П. писал также инструментальную музыку для придворных празднеств (сохранилось 24 дивертисмента для 2 флейт, 2 кларнетов, 2 валторн и фагота, некоторые из них имеют программные подзаголовки – «Диана», «Полдень», «Заход солнца», «Отход ко сну»), клавирные пьесы (известны 2 концерта для клавесина с оркестром) и инструментальные ансамбли (изд. в Париже в кон. 18 в.), предназначенные для вел. кн. Марии Фёдоровны (будущей императрицы), которая брала у П. уроки. Ей же посвящено его учебное пособие «Правила хорошего аккомпанемента…» («Regole per bene accompagnare il partimento…», изданное на итал. яз. в С.-Петербурге, 1782). Для исполнения в петерб. духовных концертах П. написал ораторию «Страсти Христовы» («Passione di Gesu Cristo», 1783).
По возвращении на родину П. был назначен придворным капельмейстером и композитором неаполитанского короля. В 1799 стал директором музыки в революц. правительстве Неаполя, но после восстановления власти Бурбонов отстранён от всех должностей. В 1802–03 в Париже руководил личной капеллой Наполеона Бонапарта. Здесь была поставлена его опера «Прозерпина» (на франц. либр. Ф. Кино, 1803), не имевшая, однако, успеха. После постановки в Неаполе оперы «Пифагорейцы» (1808) П. отошёл от творч. деятельности.
П. – крупнейший представитель итал. оперного иск-ва 2-й пол. 18 в. Им создано ок. 100 опер (сериа и буффа; некоторые существуют в разных редакциях). Наряду с Н. Пиччинни, П. был крупнейшим мастером итал. комич. оперы в пору её наивысшего расцвета во 2-й пол. 18 в. Оперы-буффа П. отличаются свежестью и разнообразием мелодики, впитавшей элементы неаполитанской нар. песни, ритмич. остротой и изобретательностью, возросшей ролью оркестра. Присущий композитору дар метких и броских характеристик позволял ему создавать запоминающиеся муз.-сценич. образы. Умело используя контрасты, он достигал стремительности действия и ярких комедийных эффектов. Не ограничиваясь чисто комедийной тематикой, П. обращался к сюжетам и образам экзотического («Китайский идол», 1766), чувствительно-пасторального («Мельничиха», 1789; неоднократно ставилась в моск. Большом театре) характера. В опере «Нина, или Безумная от любви» (либр. Дж. Лоренци, 1789; в России ставилась под назв. «Нина, или От любви сумасшедшая», 1797, Большой театр), одной из вершин творчества П., он приближается к типу сентиментальной буржуазной драмы. П. оказал влияние на В. А. Моцарта и Дж. Россини.