БОМАРШЕ́ ПЬЕР ОГЮСТЕН КАРОН ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОМАРШЕ́ (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (24.1.1732, Париж – 18.5.1799, там же), франц. драматург. Сын богатого часовщика, с 6 до 13 лет обучался в коллеже, затем стал подмастерьем у отца. Изобрёл ходовой анкер наручных часов («спуск Бомарше»), преуспел при дворе, став учителем музыки у дочерей Людовика XV. В 1761 получил дворянский титул, купил должность королевского секретаря, в 1763–1773 служил в должности генерал-лейтенанта королевской охоты, был замешан в ряде афер и приключений, одно из которых легло в основу романтич. драмы И. В. Гёте «Клавиго» (1774). Первые произведения Б. – фривольные пьесы (т. н. «парады») для частных театров. Затем быстро эволюционировал к жанру мещанской драмы в духе Д. Дидро: «Евгения» («Eugénie», 1767), «Два друга» («Les deux amis», 1770). В 1760–1770-x гг. активно занимался коммерч. деятельностью; будучи разорён в результате несправедливого судебного иска, дал отпор своим преследователям в знаменитых «Мемуарах» («Mémoires», опубл. в 1773–74), где описал некоторые свои авантюры и обличил деятельность парижского парламента как оплота консерватизма и судебной коррупции. Вершина драматургич. творчества Б. – комедии «Севильский цирюльник» («Le barbier de Séville», 1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» («La folle journée ou le mariage de Figaro», пост. 1784). Завершением трилогии о Фигаро стала поздняя, близкая мелодраме, пьеса «Преступная мать» («La Mè re coupable», пост. в 1792), которая не снискала популярности у публики. Б. – автор либретто оперы «Тарар» («Tarare», 1787) на музыку А. Сальери. После 1789 Б. сотрудничал с революц. властями, занимался поставками оружия, однако вскоре был объявлен врагом народа. До 1796 жил в эмиграции в Гамбурге, затем вернулся в Париж.
В пьесах Б. – высшем этапе развития франц. театра 18 в. – филос. установки Просвещения соединены с блестящей комедийностью. В них существенно изменилось амплуа комедийного слуги: он не просто талантливый плут, но полноправный антагонист главного героя-дворянина. Насмешливый и ловкий интриган, Фигаро оспорил свою невесту у господина и вышел победителем, попутно насмеявшись над аристократич. привилегиями, продажей должностей, чиновничьей коррупцией и др. традициями старого порядка. Живые характеры, занимательность сюжета, обилие острот и афоризмов, наряду с язвительными сатирич. нападками, обеспечили комедиям Б. огромный успех во Франции накануне Революции 1789–99 и принесли ему мировую славу. Их сюжеты составили основу либретто опер «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1786) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1816).