Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАЭ́ТТА ТОММАЗО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 359

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТРАЭ́ТТА (Traetta, Trajetta) Том­ма­зо (30.3.1727, Би­тон­то, близ Ба­ри – 6.4.1779, Ве­не­ция), итал. ком­по­зи­тор, пред­ста­ви­тель не­апо­ли­тан­ской шко­лы. Уче­ник Н. Пор­по­ры и Ф. Ду­ран­те. Как опер­ный ком­по­зи­тор де­бю­ти­ро­вал в 1751. С 1758 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в Пар­ме. С 1768 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в С.-Пе­тер­бур­ге, где по­ста­вил 3 опе­ры: пас­то­раль «Амур и Пси­хея» (1773), опе­ры-се­риа «Ан­ти­го­на» (2-я ред., 1772) и «Лу­ций Вер» (1774). В 1775 вер­нул­ся в Ве­не­цию. Ав­тор св. 40 опер (мно­гие не сохр.), б. ч. опер-се­риа (в т. ч. 11 на либр. П. Ме­та­ста­зио): «По­ки­ну­тая Ди­до­на» (1757, Ве­не­ция), «Олим­пиа­да» (1758, Ве­ро­на; 1769, С.-Пе­тер­бург), «Ип­по­лит и Ари­сия» (1759, Пар­ма) и др. Од­но­вре­мен­но с К. В. Глю­ком при­бли­зил опе­ру-се­риа к дра­ма­тур­ги­че­ски дей­ст­вен­ной франц. тра­ди­ции: «Со­фо­нис­ба» (1762, Ман­гейм), «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» (1763, Ве­на, на либр. М. Коль­тел­ли­ни). Сре­ди со­чи­не­ний: ко­мич. опе­ры «Хит­рая слу­жан­ка» (1756, Неа­поль), «Слу­жан­ки-со­пер­ни­цы» (1766, Ве­не­ция), «Бе­зум­ный ка­ва­лер» (1778, там же); «Stabat mater» (ок. 1750), 3 ду­хов­ные ора­то­рии (в т. ч. «Царь Со­ло­мон», 1764), мес­са (1765), ок. 10 псал­мов и др.

Лит.: Morea N. T. Traetta: riformatore del melodramma. Bitonto, 1982; Пор­фирь­е­ва А. Л. Тра­эт­та // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII в. Эн­ци­кло­пе­ди­чес­кий сло­варь. СПб., 2000. Кн. 3.

Вернуться к началу