Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИМАРО́ЗА ДОМЕНИКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧИМАРО́ЗА (Cimarosa) До­ме­ни­ко (17.12.1749, Авер­са – 11.1.1801, Ве­не­ция), итал. ком­по­зи­тор. Учил­ся в Не­апо­ле у мо­на­стыр­ско­го ор­га­ни­ста, за­тем, в 1761–71, в конс. Сан­та-Ма­рия-ди-Ло­ре­то (иг­ра на скрип­ке и кла­ве­си­не, ком­по­зи­ция), по окон­ча­нии ко­то­рой брал уро­ки пе­ния у ка­ст­ра­та Дж. Ап­ри­ле. Пред­по­ло­жи­тель­но за­ни­мал­ся ком­по­зи­ци­ей у Н. Пич­чин­ни (1771). Его ус­пех на ком­по­зи­тор­ском по­при­ще на­чал­ся в 1772 с по­ста­нов­ки ко­мич. опе­ры «При­чу­ды гра­фа» («Те­ат­ро деи Фьо­рен­ти­ни», Не­аполь). Ч. за­вое­вал ши­ро­кую из­вест­ность, его сце­нич. про­из­ве­де­ния ста­ви­лись в Ри­ме, Ми­ла­не, Не­апо­ле, Ве­не­ции, Па­ри­же и др. го­ро­дах Ев­ро­пы. С 1779 слу­жил ор­га­ни­стом в ко­ро­лев­ской ка­пел­ле Не­апо­ля, с нач. 1780-х гг. – в при­юте Ос­пе­да­лет­то в Ве­не­ции. В 1787–91 при­двор­ный ка­пель­мей­стер в С.-Пе­тер­бур­ге, в 1791–92 в Ве­не. В 1793 вер­нул­ся в Ита­лию.

Ч. – пред­ста­ви­тель не­апо­ли­тан­ской шко­лы, пре­им. опер­ный ком­по­зи­тор. Ав­тор ок. 60 сце­нич. про­из­ве­де­ний, вклю­чая ко­мич. жан­ры – фарс («Им­пре­са­рио в за­труд­не­нии», 1786, Но­вый те­атр, Не­аполь), ин­тер­мец­цо («Италь­ян­ка в Лон­до­не», 1778, Рим) и др. раз­но­вид­но­сти опе­ры-буф­фа (dramma gioco­so, commedia per musica), а так­же опе­ры-се­риа («Го­ра­ции и Ку­риа­ции», 1796, «Ла Фе­ни­че», Ве­не­ция). Наи­выс­шее дос­ти­же­ние – ко­мич. опе­ра «Тай­ный брак» (либр. Дж. Бер­та­ти, 1792, «Бур­гте­атр», Ве­на), в ко­то­рой при­ме­ча­тель­ны раз­ви­тые во­каль­ные ан­самб­ли разл. со­ста­вов (от ду­эта до сек­сте­та), в фи­на­лах ка­ж­до­го ак­та зву­чат ан­самб­ли всех уча­ст­ни­ков.

Лит.: Пор­фирь­е­ва А. Л. Чи­ма­ро­за // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. XVIII в. СПб., 2000. Кн. 3.

Вернуться к началу