Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЗЕ́РТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 447

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАЗЕ́РТА (Caserta), го­род на юге Ита­лии, в обл. Кам­па­ния; адм. центр пров. Ка­зер­та. Нас. 84,2 тыс. чел. (2008). Центр ту­риз­ма. Пер­вое по­се­ле­ние под назв. Ка­зер­та-Век­кья (Caserta Vecchia) воз­ник­ло в 8 в. В 1860 в ок­ре­ст­но­стях К. про­изош­ла од­на из круп­ней­ших битв Ри­сорд­жи­мен­то ме­ж­ду вой­ска­ми Дж. Га­ри­баль­ди и не­апо­ли­тан­ской ар­ми­ей (бит­ва при Воль­тур­но). 29.4.1945 во двор­це К. бы­ла под­пи­са­на ка­пи­ту­ля­ция герм. ар­мии в Ита­лии.

Казерта. Парк и Палаццо Реале.

Об­шир­ный двор­цо­во-пар­ко­вый ком­плекс (Па­лац­цо Реа­ле, Ла-Ред­жа) по­стро­ен по за­ка­зу не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­ля Кар­ла VII Бур­бо­на в ка­че­ст­ве ко­ро­лев­ской ре­зи­ден­ции по про­ек­ту арх. Л. Ванви­тел­ли­ в 1752–72 (до­ст­раи­вал­ся под ру­ко­во­дством его сы­на К. Ван­ви­тел­ли в 1773–80). Об­раз­ца­ми для не­го по­слу­жи­ли ан­самб­ли Вер­са­ля, Ко­ро­лев­ский дво­рец в Мад­ри­де и за­мок Шар­лот­тен­бург в Бер­ли­не. Пря­мо­уголь­ный в пла­не дво­рец вклю­ча­ет 4 внутр. дво­ра, об­ра­зо­ван­ных дву­мя кор­пу­са­ми, пе­ре­се­каю­щи­ми­ся под пря­мым уг­лом. В мес­те их пе­ре­се­че­ния по­ме­щён 2-ярус­ный ок­та­го­наль­ный вес­ти­бюль, из ко­то­ро­го от­кры­ва­ют­ся жи­во­пис­ные ви­ды на дво­ры. Па­рад­ная Ко­ро­лев­ская ле­ст­ни­ца (см. илл. к ст. Ван­ви­тел­ли) ве­дёт на верх­ний ярус вес­ти­бю­ля, а из не­го – в двор­цо­вую ка­пел­лу, по­стро­ен­ную по об­раз­цу ка­пел­лы в Вер­са­ле. Двор­цо­вый те­атр вос­про­из­во­дит в мень­шем мас­шта­бе те­атр «Сан-Кар­ло» в Не­апо­ле. Оди­на­ко­вые 5-ярус­ные глав­ный и пар­ко­вый фа­са­ды двор­ца не­обы­чай­ной про­тя­жён­но­сти (252 м) име­ют по 3 ри­за­ли­та; 2 ниж­них эта­жа об­ра­бо­та­ны рус­том, 2 цен­траль­ных – ор­дер­ны­ми эле­мен­та­ми, всё зда­ние увен­ча­но ат­ти­ко­вым эта­жом с ба­лю­ст­ра­дой. Рос­пи­си ин­терь­е­ров вы­пол­не­ны Ф. Фис­кет­ти, Д. Мон­до (1780-е гг.).

Казерта. Тронный зал в Палаццо Реале.

Центр. ось ком­плек­са под­чёрк­ну­та ка­на­лом (про­тя­жён­ность св. 3 км) с фон­та­на­ми, ко­то­рый на­чи­на­ет­ся у двор­ца и за­кан­чи­ва­ет­ся кас­ка­дом у под­но­жия го­ры в кон­це пар­ка; про­дол­жа­ясь за его пре­де­ла­ми, она пе­ре­хо­дит в до­ро­гу, ве­ду­щую к Не­апо­лю. Спла­ни­ро­ван­ный по франц. об­раз­цам пар­тер­ный парк соз­дан М. Бьян­ку­ром под рук. Л. Ван­ви­тел­ли. В со­став ан­самб­ля вхо­дит так­же анг­лий­ский парк с эк­зо­тич. рас­те­ния­ми, соз­дан­ный англ. бо­та­ни­ком Э. Грэ­фе­ром. Для обес­пе­че­ния ре­зи­ден­ции во­дой Ван­ви­тел­ли спро­ек­ти­ро­вал ак­ве­дук (1753–1769), ча­стью ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся мост (Пон­те-дел­ла-Вал­ле) на 3-ярус­ных ар­ка­дах, по­стро­ен­ный по об­раз­цам древ­не­рим­ских. Буду­чи од­ним из по­след­них ше­дев­ров ар­хи­тек­ту­ры итал. ба­рок­ко, ан­самбль со­дер­жит в се­бе и клас­си­ци­стич. чер­ты (стро­гую сим­мет­рию, яс­ность пла­ни­ров­ки и др.).

На мес­те при­об­ре­тён­но­го Кар­лом VII в 1750 по­ме­стья ко­роль Фер­ди­нанд IV соз­дал шёл­ко­вую фаб­ри­ку, во­круг ко­то­рой со вре­ме­нем об­ра­зо­ва­лась ко­ро­лев­ская ко­ло­ния мас­те­ров Сан-Ле­учо. Для её пе­ре­строй­ки в иде­аль­ный пром. го­род – Фер­ди­нан­до­поль – Фер­ди­нанд IV раз­ра­бо­тал ре­гу­ляр­ный план цен­трич. фор­мы. Его осу­ще­ст­в­ле­ние, на­ча­тое в 1774–99 арх. Ф. Кол­ле­чи­ни, бы­ло пре­рва­но на­по­ле­о­нов­ским втор­же­ни­ем. Дво­рец, парк, ак­ве­дук и Сан-Ле­учо вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Про­из­вод­ст­во шёл­ко­вых тка­ней, це­мен­та, та­бач­ных из­де­лий, вин, олив­ко­во­го мас­ла.

Лит.: De Filippis F. La reggia di Caserta. Caserta, 1961; Fagiolo dell’Arco M. Funzioni, simboli, valori della reggia di Caserta. Roma, 1963; Caroselli M. R. La reggia di Caserta: la­vori, costo, effetti della costruzione. Mil., 1968; Chierici G. La reggia di Caserta. Roma, 1969.

Вернуться к началу