Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛИМЕ́НА ФРАНЧЕСКО

Ф. Солимена. Автопортрет. Ок. 1715–1720. Национальный музей Каподимонте (Неаполь).

СОЛИМЕ́НА (Solimena) Фран­че­ско (4.10.1657, Ка­на­ле-ди-Се­ри­но – 3.4.1747, Бар­ра), итал. жи­во­пи­сец. Сын худ. Анд­же­ло Со­ли­ме­ны (1629–1716). С 1674 С. жил в Не­апо­ле, где сфор­ми­ро­вал­ся его стиль под вли­я­ни­ем Л. Джор­да­но и М. Пре­ти. Ав­тор фре­ско­вых рос­пи­сей, ал­тар­ных об­ра­зов, ми­фо­ло­гич. кар­тин и порт­ре­тов. В ран­них ра­бо­тах яр­ко про­яви­лись дра­матич. иг­ра све­то­те­ни, на­ту­ра­лизм и па­те­ти­ка сти­ля ба­рок­ко (рос­пи­си в ц. Сан-Пао­ло-Мад­жо­ре, 1689–90). С сер. 1690-х гг. про­яв­ля­ют­ся клас­си­ци­зи­рую­щие тен­ден­ции: ко­ло­рит вы­свет­ля­ет­ся, по­яв­ля­ют­ся яс­ные фри­зо­об­раз­ные ком­по­зи­ции, фи­гу­ры на­де­ля­ют­ся «го­во­ря­щи­ми жес­та­ми» (рос­пи­си в сак­ри­стии ц. Сан-До­ме­ни­ко-Мад­жо­ре, ок. 1707). Один из ве­ду­щих мас­те­ров не­апо­ли­тан­ской шко­лы жи­во­пи­си, С. в сво­ей мас­тер­ской пре­по­да­вал жи­во­пись в со­от­вет­ст­вии со стро­ги­ми ака­де­мич. ус­та­нов­ка­ми. Его твор­че­ст­во ока­за­ло силь­ное влия­ние на иск-во клас­си­циз­ма 2-й пол. 18–19 вв.; к не­му об­ра­ща­лись Ф. Бу­ше, Ж. О. Фра­го­нар, Ф. Гойя.

Лит.: Bologna F. F. Solimena. Napoli, 1958; Вип­пер Б. Р. Про­бле­мы реа­лиз­ма в италь­ян­ской жи­во­пи­си XVII–XVIII вв. М., 1966; Angelo e F. Solimena: Due culture a confronto. (Cat.). Mil., 1990.

Вернуться к началу