ДЖОРДА́НО ЛУКА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖОРДА́НО (Giordano) Лука (18.10.1634, Неаполь – 3.1.1705, там же), итал. живописец и рисовальщик. Один из наиболее ярких представителей неаполитанской школы. Возможно, учился в Неаполе у Х. де Риберы или у одного из его последователей. На его иск-во оказали влияние неаполитанские работы М. да Караваджо и представителей болонского академизма, особенно Доменикино, в частности его росписи в часовне Св. Януария в кафедральном соборе Неаполя. В 1652 Д. впервые попал в Рим, где, возможно, сотрудничал с Пьетро да Кортоной, копировал фрески Рафаэля и Микеланджело в Ватикане. Пользовался покровительством семьи Медичи во Флоренции, исп. короля Карла II в Мадриде и высшей церковной знати в Неаполе и Венеции. Его стиль развивался от тёмной караваджистской манеры к большей декоративности и лёгкости цвета, его светоносности и воздушности, что свидетельствует о воздействии на Д. венецианской школы живописи, особенно П. Веронезе. Богатое воображение Д., мастерское владение приёмами перспективы, обилие декоративных эффектов создали ему славу среди современников и последователей. Высоко ценился талант Д. быстро справляться с большими декоративными циклами, барочными апофеозами, купольными фресками и многочисл. алтарными картинами, за что Д. получил прозвище Fa presto (итал. – делает быстро). К лучшим произведениям Д. относятся фрески в капелле Корсини в ц. Санта-Мария-дель-Кармине и в б-ке Палаццо Медичи-Риккарди (1682–1683) во Флоренции, росписи плафона в королевском дворце в Мадриде, фрески в соборе Св. Лаврентия и во внутр. помещениях Эскориала (1692–97), роспись купола картезианского мон. Св. Мартина в Неаполе (1704), величественные и риторически-полнозвучные алтарные картины («Архангел Михаил низвергает восставших ангелов в ад», 1666, Худож.-историч. музей, Вена).