Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́ХНЕР

Авторы: Н. А. Истомина
С. Лохнер. «Алтарь святых покровителей Кёльна» («Алтарь поклонения волхвов»). Нач. 1440-х гг. Городской собор (Кёльн).

ЛО́ХНЕР (Lochner) Сте­фан (ок. 1400/1410, Мерс­бург на Бо­ден­ском оз. – по­сле 1453, Кёльн), нем. жи­во­пи­сец. Ве­ду­щий мас­тер кёльн­ской шко­лы 15 в. О ран­них годах Л. све­де­ний не со­хра­ни­лось, од­на­ко сле­ды влия­ний Р. Кам­пе­на и Я. Ван Эй­ка в его ра­бо­тах по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что он обу­чал­ся в Ни­дер­лан­дах. С 1430-х гг. ра­бо­тал в Кёль­не (с 1447 гра­ж­да­нин го­ро­да, два­ж­ды из­би­рал­ся в гор. Со­вет), где ис­пы­тал влия­ние ме­ст­ных мас­те­ров – т. н. ран­них кёльн­цев (Мас­тер «Св. Ве­ро­ни­ки» и др.) и Кон­ра­да фон Зёс­та. Наи­бо­лее зна­чит. ра­бо­ты Л.: «Страш­ный суд» (ок. 1435), «Ма­рия в бе­сед­ке из роз» (ок. 1435 – 1440, обе – му­зей Валь­раф-Ри­хардс, Кёльн), «Ал­тарь свя­тых по­кро­ви­те­лей Кёль­на» («Ал­тарь по­кло­не­ния вол­хвов», нач. 1440-х гг., со­бор, Кёльн), трип­тих «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем и свя­ты­ми» (1445–50, му­зей Валь­раф-Ри­хардс, Кёльн); «При­не­се­ние во храм» (1447, Му­зей зем­ли Гес­сен, Дарм­штадт). Твор­че­ст­во Л. зна­ме­нует со­бой пе­ре­ход от сти­ли­сти­ки ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки к но­во­му иск-ву 15 в. Утон­чён­ность пись­ма, изы­скан­ность фи­гур, тя­го­те­ние к звуч­ным цве­то­вым ак­кор­дам, изя­ще­ст­ву ли­нии и юве­лир­ной тон­ко­сти от­дел­ки со­че­та­ют­ся в кар­ти­нах Л. с урав­но­ве­шен­но­стью ком­по­зи­ций и ин­те­ре­сом к реа­ли­стич. изо­бра­же­нию де­та­лей.

Лит.: Förster O. H. S. Lochner. Ein Maler zu Köln. [Fr./M.], 1938; Либ­ман М. Я. Дю­рер и его эпо­ха. М., 1972; S. Lochner, Meister zu Kln: Herkunft, Werke, Wirkung. (Kat.). Kln, 1993; Cha­puis J. S. Lochner. Turnhout, 2004.

Вернуться к началу